Построение припусков на затяжку, швы и обработку
краев деталей
После разработки контуров всех плоских деталей необходимо учесть
припуски на затяжку, швы и загибку. Поскольку при проектировании к
колодке были прикреплены все внутренние и промежуточные детали верха и
стелька и учтена деформация материалов заготовки при формовании, припуск
на затяжку принимают равным ширине затяжной кромки.
Припуски на швы в месте соединения деталей зависят
от вида материала, расстояния первой строчки от края детали, числа
строчек и расстояния между ними, расстояния от строчки до начала спуска
края детали и ширины спуска, а при наличии перфорации — размера
перфорации и расстояния от края ее до строчки.
Расстояние, мм: первой строчки от края настрачиваемой детали: из
кожи 0,8—1
из
искусственных материалов 1,5—2
между
смежными строчками: без перфорации 1—2
с
перфорацией диаметром 2—3 мм 4—6
Ширина
спуска края нижней детали под на- 3—5
ложение Припуск:
для
загибки 3—4
под
обжиг 1—1,5
для
выворотного шва 4—5
Построение задника
Форма жесткого задника зависит от типа обуви и высоты приподнятости
пяточной части колодки.
До сих пор не существовало обоснованной методики проектирования задника.
Применение жесткой оболочки для получения условной развертки заготовки
позволило разработать новый подход к проектированию задника.
Сняв жесткую оболочку с пяточной части колодки и по-разному расположив
опорные полосы и надрезы, получим различные условные развертки задника
(рис. 9.24,а—г). С изменением положения опорной полосы и надрезов
меняется угол подъема крыльев задника а, вместе с ним и длина верхнего и
нижнего контуров плоского задника по сравнению с длиной соответствующего
участка поверхности колодки.
Форма линии нижнего контура задника должна
соответствовать форме линии нижнего контура продольно-осевого сечения
колодки. Участок ОБ (рис. 9.25, а) до сечения 0,41 Д имеет вид прямой
линии. Поэтому соответствующий участок нижнего контура задника оформляют
также в виде прямой (рис. 9.25, б). От точки Б образующая нижнего
контура продольно-осевого сечения колодки изменяет направление, которое
определяется углом р. Угол р зависит от высоты приподнятости пяточной
части колодки. Он равен для низкой приподнятости 8—10°, средней — 16,
высокой — 24°.
Длина крыльев ОК, мм, принимается равной для женской обуви с низкой
приподнятостью пяточной части 0,42 Д, со средней приподнятостью — 0,45
Д, с высокой — 0,55 Д; для мужской обуви — 0,41 Д, а в бесподкладочной
обуви она составляет не более (0,3— 0,35) Д.
Высоту задника ОА определяют так:
Вж.з=0,15N + 8,5.
В Основных направлениях экономического и
социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года
предусмотрено расширение автоматизации проектно-конструктор-ских работ с
применением электронно-вычислительной техники и на основе использования
современных достижений науки и техники.
Анализируя методы проектирования обуви, легко заметить, что большую
часть работы проектировщик выполняет, опираясь
на интуицию и собственный опыт. Процесс
проектирования обуви включает в себя целый ряд повторяющихся этапов при
разработке любых моделей. Показано, что ряд этапов может быть
формализован [9—11]. Эти этапы выполняются, как правило, по единой схеме
— алгоритму, который можно преобразовать в машинный.
Современное состояние науки и техники, а также широкое внедрение ЭВМ для
научно-технических расчетов подтверждают перспективность развития новых
машинных способов проектирования изделий из кожи. Машинные способы
повышают производительность труда инженеров-проектировщиков, значительно
сокращают долю ручного труда, улучшают качество проектируемых изделий и
ускоряют сроки их внедрения.
Проектирование верха обуви с помощью ЭВМ можно осуществлять для типовых
и нетиповых конструкций, что определяет выбор режима проектирования:
автоматический или автоматизированный. Последний позволяет наиболее
полно увязать процесс художественного конструирования с процессом
технического проектирования обуви.
Для создания и функционирования системы автоматизированного
проектирования (САПР) обуви необходимо иметь различные виды обеспечения,
к которым относятся система классификации и кодирования,
нормативно-справочная документация, справочно-информационные массивы и
банк графических данных.
Получено конечное множество классификационных признаков для заготовок
верха женских туфель, которое позволило сформировать геометрический
образ изделия, включающий разные варианты исследуемых типовых
конструкций верха туфель [9].
На основе систематизации и упорядочения множества классификационных
признаков разработана структурная схема классификации, включающая
конструктивно-геометрические и технологические признаки, позволяющие
построить классификатор наружных деталей верха и составить номенклатуру
признаков.
По отдельным конструктивным элементам и типовым конструкциям верха обуви
организован банк графических данных, что в свою очередь дает возможность
усовершенствовать структурную модель конструкторской системы подготовки
производства.
Разработаны математические модели верха женских туфель, на базе описания
контуров деталей сплайн-функцией и мужских полуботинок с настрочными
берцами на основе описания контуров деталей кусочно-линейным методом
[10, 11]. Составлены алгоритмы проектирования в^рха обуви двух указанных
видов с помощью ЭВМ с учетом фасона колодки и деформационных свойств
материалов верха. Полученная информация о модели хранится в памяти
машины и при первой необходимости может быть использована. На
графических устройствах ЭВМ можно получить чертежи деталей верха.