ПОДГОТОВКА ШАХТНОГО ПОЛЯ

Главная     Учебники Горное дело     Проходческо-очистные комбайновые комплексы калийных комплексов книга 1 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Панельный способ подготовки пластов

Панельный способ подготовки в сочетании с камерной системой разработки применяется на всех рудниках ОАО «Уралкалий». Принципиальная схема панельного способа при расположении

основных выработок в подстилающих породах, представленных каменной солью, приведена на рис. 1.6
От главных транспортных (откаточных) штреков 1 проводятся панельные транспортные (откаточные) штреки 2. Эти выработки образуют магистральную транспортную сеть рудника и служат для подачи свежей струи на горные участки. Над панельными транспортными штреками по пласту сильвинита проводятся панельные выемочные штреки 3, которые соединяются с транспортными штреками гезенками 4. Панельные транспортный и выемочный штреки располагаются посередине панели и делят ее на два равных крыла. Границами панели по ее ширине служат пластовые панельные вентиляционные штреки 5, по которым исходящая струя выходит на главный вентиляционный штрек 6, проводимый также по пласту. Запасы пласта между панельными выемочными и вентиляционным штреками отрабатываются камерами 7,
Панельные штреки располагаются перпендикулярно осям основной системы складок пласта с таким расчетом, чтобы оси очистных камер совпадали с осями складок. Это обеспечивает меньшие потери запасов при выемке, меньшее разубоживание руды (перемешивание вмещающих пород с рудой), удобство ее доставки, возможность применения комбайнов и средств самоходного транспорта в камерах и более полную закладку отработанных камер.
Вентиляционные панельные штреки являются общими для смежных панелей или обслуживают только одну панель. В последнем случае вентиляционные штреки проходятся в каждой панели и между ними оставляются рудные целики. Панели имеют ширину 300-400 м и длину, определяемую размерами шахтного поля.
Руда, доставляемая из забоев очистных камер, транспортируется по панельным выемочным штрекам скребковыми конвейерами до рудоспускных гезенков. В настоящее время рудоспускные гезенки являются групповыми, т.е. обслуживают группу камер, и проводятся через 130-150 м. На сопряжениях гезенков с транспортными панельными штреками устраиваются механизированные погрузочные пункты. На панельных транспортных и главных транспортных штреках применяются в основном ленточные конвейеры.
Панельный способ подготовки хорошо зарекомендовал себя на рудниках Верхнекамского месторождения, где породы отличаются высокой устойчивостью. Использование полевых транспортных штреков при любом порядке отработки шахтного поля исключает необходимость длительного поддержания пластовых выемочных штреков, площадь обнажения кровли которых в местах сопряжений
их с очистными камерами достигает значительной (до 100 м ) величины. Поскольку выемочные штреки по мере подвигания очистного фронта погашаются, то для кратковременного их поддержания в зоне рабочих камер крепь не требуется.
Существенным недостатком панельного способа подготовки является жестко заданная длина камер, равная половине ширины панели, что не позволяет при необходимости (например, изменении средств доставки) оперативно ее менять.
На рис. 1.7 показаны варианты прямой (а) и обратной (б) отработки панелей (блоков). Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки.
Прямой порядок отработки панелей (блоков) приводит к большим утечкам воздуха через отработанные камеры. Кроме этого, все сопряжения панелей длительное время остаются в рабочей зоне панельных штреков и их эксплуатация сопряжена с повышенной опасностью.
Обратный порядок отработки позволяет значительно уменьшить недостатки прямого порядка и в ряде случаев оказывается предпочтительнее.


Панельно-блоковый способ подготовки пластов


Панельно-блоковый способ подготовки (рис. 1.8) заключается в том, что перпендикулярно к панельным штрекам проводятся дополнительные выработки - блоковые транспортные и вентиляционные штреки, разделяющие панель на блоки. Ширина каждого блока, измеряемая по оси блоковых штреков, равна половине ширины панели (обычно 200 м), а длина блока, определяющая длину камер, может приниматься различной и изменяться в процессе отработки панели. Обычно ширина блока и, следовательно, длина камер изменяется от 150 до 300 м. Блоковые транспортные штреки, так же как и панельные, проводятся тремя ходами комбайна. Блоковые вентиляционные штреки обычно проводятся одним ходом комбайна.
При комбайновой выемке руды в камерах и доставке ее от комбайнов самоходными вагонами могут быть применены два варианта доставки по блоковому штреку: скребковыми конвейерами и самоходными вагонами. В последнем случае число блоковых штреков зависит от варианта панельно-блоковой подготовки.
Панельно-блоковая подготовка позволяет устранить отмеченные выше недостатки панельной подготовки, однако, в свою очередь, наряду с преимуществами она имеет и недостатки. При ее применении необходимо проводить блоковые штреки. При этом

общий объем подготовительных выработок и стоимость подготовки оказываются большими, чем при панельной подготовке.
Так как панельно-блоковая подготовка не лишена недостатков, то она полностью не заменила панельную. На рудниках в настоящее время применяются оба способа подготовки.
На рис. 1.9 и 1.10 наглядно показаны принципиальные различия при панельно-блоковом и панельном способах подготовки шахтных полей.


 

 

 

Рис 1.9 Схема панельно-блоковой подготовки запасов
к отработке на руднике БКПРУ-4 :
1,2 - панельные вентиляционные штреки , соответственно, правый и левый, 3,4,5 - панельные штреки, соответственно, транспортный, конвейерный и закладочный, 6 - блоковый конвейерный штрек, 7,8 - блоковые вентиляционные штреки, соответственно, северный и южный, 9,10 - блоковые транспортные штреки, соответственно, северный и южный, 11 - блоковый выемочный штрек, 12 - уклон,13 - рудоспуски, 14 - граница блока, 15 - направление отработки блока

 

 

Рис 1.10 Схема панельной подготовки запасов к отработке на руднике БКПРУ-2 :
1 - граница отработки панели, 2 - главный вентиляционный штрек, 3,4 - главные транспортный и конвеерный штреки, 5,6 - вентиляционные северный и южны штреки, 7,8 - спаренные вентиляционные северный и южный штреки,9 - выемочный штрек,10 - панельный конвейерный штрек, 11 - уклоны,12 - рудоспуски, 13 - направление отработки панели, 14 - направление движения свежей струи воздуха, 15 - направление движения исходящей струи воздуха