Измерение токов утечки с опор контактной сети

  Главная      Учебники - Энергетика     Монтаж, эксплуатация и ремонт контактной сети (Беляев И.А.) - 1964 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Текущее содержание контактной сети

 

 

 

Измерение токов утечки с опор контактной сети

 

 Основным средством защиты арматуры железобетонных опор и фундаментов стальных опор от коррозии токами утечки, как было сказано, является установка в заземлениях опор искровых промежутков многократного действия. Для определения необходимости установки искровых промежутков на тех опорах, где поддерживающие конструкции соединены с тяговым рельсом непосредственно (без искрового промежутка), измеряют токи утечки.

Методика измерения токов утечки различна для дорог переменного и постоянного тока.
На дорогах переменного тока токи утечки измеряют непосредственно, включая в заземляющий провод опоры амперметр переменного тока со шкалой до 5 или 10 а. Длительность каждого измерения принимают такой, чтобы она охватывала проследование по каждому пути не менее одного поезда. Во время измерения непрерывно наблюдают за стрелкой прибора и записывают показания через каждые 10 сек. Среднюю величину за период измерения принимают за ток утечки через данную опору.

 

Критерием опасности для дорог переменного тока является ток утечки 0,25 а с железобетонной опоры и 4,5 а со стальной. Если средний ток утечки превышает эти величины, в заземляющий провод опоры необходимо включить искровой промежуток.

Измерение токов утечки на дорогах постоянного тока производят путем измерения потенциалов тяговых рельсов (потенциалов «рельс—земля») и сопротивления заземления опор.

Потенциалы измеряют практически через 10—12 опор только на одном пути. Продолжительность непрерывного измерения должна быть такой, чтобы за это время прошло не меньше одного поезда в каждом направлении. В период измерения непрерывно наблюдают за прибором и записывают показания через каждые 10 сек.

Для измерений применяют высокоомный прибор (не менее 1 000 Ом на 1 в), например, М-762 или тестер, включаемый на шкалу не ниже 20 в. Положительный зажим вольтметра подсоединяют к тяговому рельсу (тщательно зачищенному от смазки и грязи), отрицательный—

к специальному заземлителю, представляющему собой стальной электрод диаметром 10—15 мм и длиной 600—800 мм и устанавливаемому в середине пролета в габарите опор. В качестве проводников используется изолированный провод сечением 0,5—1,5 мм2.

Средняя величина положительных или отрицательных значений потенциалов рельсов определяется для каждой точки измерения как средняя величина за период измерения. На основании полученных средних значений потенциалов для разных точек измерения (через 10—12 опор) строится потенциальная диаграмма участка.

В зонах, где средняя величина положительных потенциалов рельсов равна или превышает 8 в, измерять сопротивление стальных опор нет необходимости, так как при любых практически возможных величинах этого сопротивления опасность электрокоррозии оказывается довольно большой и поэтому требуется установка искровых промежутков. В тех же зонах, где по потенциальной диаграмме средние положительные потенциалы рельсов менее 8 е, измеряют сопротивления заземления каждой опоры прибором МС-07 (при сопротивлении заземления менее 1 000 ом) или тестером (при сопротивлении заземления более 1 000’ ом), включаемым в рассечку между рельсом и заземляющим проводом опоры (отсоединенным от рельса и не соприкасающимся с землей).

На основании проведенных измерений путем деления величины сопротивления заземления опоры на величину потенциала рельсов определяют приведенное сопротивление (в ом/в). Если эта величина на какой-либо железобетонной опоре менее 400 ом на каждый вольт средней величины отрицательного значения потенциала рельсов или на стальной или железобетонной опоре менее 25 ом на каждый вольт среднего положительного значения, то на ней необходимо поставить искровой промежуток.

Сопротивление заземления опор измеряют при незамерзшем грунте, нормальной схеме секционирования контактной сети и нормальном движении поездов.

Сопротивление нельзя измерять в момент прохода поезда с электрическим локомотивом вблизи места измерения, так как в это время могут возникать потенциалы, опасные для сохранности прибора. Прибор МС-07 нельзя также оставлять включенным в цепь «рельс—опора» без вращения рукоятки, чтобы не повредить его токами утечки. При пользовании тестером делают 2 измерения, меняя местами проводники, т. е. меняя полярность включения прибора, и записывают среднюю величину; для исключения погрешностей не делают измерения при близком расположении нагрузки (локомотива).

Во время измерений необходимо соблюдать определенные правила безопасности на случай пробоя или перекрытия изолятора на опоре. Так, перед отсоединением заземления опоры от рельса соединяют опору с рельсом другим заземляющим проводом с включенным в него исправным искровым промежутком. Какие-либо отсоединения заземляющих проводов опор от рельсов и измерение сопротивления заземления опор или токов утечки во время дождя, мокрого снегопада и тумана не допускаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..