Гидравлическая система экскаваторов ЭО-2621А -
часть 1
На экскаваторе работают две гидравлические
системы: одна из них установлена на тракторе, другая для привода узлов
рабочего оборудования на экскаваторе.
Гидросистема трактора включает шестеренный насос 3
(рис. 154) типа НШ-67к, который приводится в движение от вала дизеля
через редуктор. Насос 3 через гидрораспределитель 10 подает жидкость в
гидроцилиндр 7 стрелы и в гидроцилиндры 12 и 13 механизма поворота, а
также через тракторный гидрораспределитель 17 — в гидроцилиндры 15
выносных опор и гидроцилиндр 16 бульдозера.
Гидросистема экскаватора включает два шестеренных насоса 2 и 4 типа
НШ-32У, которые через гидрораспределитель 5 подают жидкость в
гидроцилиндры 7, 8 и 9. Гидроцилиндр 7 стрелы питается или от каждой
гидросистемы раздельно, или от двух гидросистем суммарным потоком
рабочей жидкости с целью ускорения рабочей операции. Рабочая жидкость,
поступающая из бака 1 к насосам 2 и 4, нагнетается в гидрораспределители
5, 10 и 17 и в зависимости от положения рычагов управления или
направляется в гидроцилиндры механизмов, или через фильтр 19 на слив в
бак 1.
Для предохранения механизмов экскаватора от перегрузок в
гидрораспределителях установлены клапаны. К трубопроводам гидроцилиндра
7 стрелы подсоединен разгрузочный клапан 6 для предохранения от изгиба
штока гидроцилиндра при возникновении реактивных давлений. При
чрезмерном повышении давления в запертой поршневой полости гидроцилиндра
7 разгрузочный клапан 6 перепускает жидкость в штоковую полость
гидроцилиндра, а избыток жидкости — в бак 1.
Гидравлическая схема механизма поворота рабочего оборудования вместе с
поворотной колонной показана на рис. 155. С целью увеличения крутящего
момента, развиваемого механизмом поворота, рабочая жидкость подается под
давлением в поршневые полости гидроцилиндров 4 и 5.
Штоковые полости гидроцилиндров 4 и 5 также заполнены жидкостью и
соединены между собой. Если подать жидкость в поршневую полость одного
из гидроцилиндров, то в его штоковой полости также возникнет давление,
которое передается в штоковую полость другого гидроцилиндра поворота. В
результате этого штоки придут в движение вместе с цепью 7 механизма
поворота. Цепная звездочка 8 начнет вращаться вместе с корпусом
поворотной колонны и закрепленным на ней рабочим оборудованием. Потери
жидкости в штоковых полостях компенсируются через обратный клапан 6,
соединенный с трубопроводами гидроцилиндров рукояти.
154 Гидравлическая схема экскаватора ЭО-2621А с
элементами кинематики:
1 —бак рабочей жидкости; шестеренные насосы:
2 и 4— НШ-32У экскаватора,
3—НШ-67к трактора; гидрораспределители:
5 и 10 — экскаватора,
155 Схема механизма поворота:
1 и 2 — перепускной и обратные клапаны, 3 — демпферные устройства
(дроссели) гидроцилиндров поворота, 4 и 5 — гидроцилиндры
поворота, 6 —
обратный клапан подпитки гидроцилиндров, 7 — цель механизма, 8 — цепная
звездочка
156 Насос НШ-67к:
1, 5, 6 и 9 — манжеты,
2 —г пластина,
3 и 7 — поджимная и подтип никовая обоймы,
4— платики,
8 и 10 — уплотнительное и опорное кольца,
11—стопорное кольцо,
12 — центрирующая втулка,
13 и 14 — ведущая и ведомая шестерни,
15 — крышка,
16 — корпус,
17 — болт
Плавное автоматическое торможение механизма
поворота в середине хода осуществляется с помощью перепускного клапана
7, а в конце хода — за счет демпферных устройств 3, смонтированных в
задних крышках гидроцилиндров 4 и 5.
Конструкция бака рабочей жидкости описана в § 36 (см. рис. 136), а общее
устройство насосной установки — в § 32 (см. рис. 119). Насос НШ-32У по
своему устройству практически одинаков с насосом НШ-32Э (см. рис. 101).
Насос НШ-67к (рис. 156) имеет конструктивные особенности и увеличенную в
2,1 раза объемную подачу по сравнению с насосом НШ-32У.
Шестерни насоса помещены в подшипниковой обойме 7, выполненной в виде
полуцилиндра с четырьмя подшипниковыми гнездами. Регулировка зазора
между шестернями и корпусом в радиальном направлении осуществляется
поджимной обоймой 3, опирающейся на цапфы шестерен 13 и 14,
Манжета 1 образует камеру, в которой давлением жидкости обойма 3
прижимается к зубьям шестерен. Зазор между корпусом 16 и поджимной
обоймой 3 перекрывает пластина 2. Обойма 3 по мере износа опорных ее
поверхностей компенсирует радиальный зазор между своей уплотняющей
поверхностью и зубьями шестерен. Торцовое уплотнение шестерен
достигается с помощью двух платиков 4, усилие прижатия которых создается
за счет давления жидкости, находящейся в камерах, ограниченных манжетами
6. Для уравновешивания усилий, передаваемых через платики 4, в поджимной
обойме 3 расположены ограниченные манжетами 5 камеры, в которые также
поступает жидкость под давлением.
Вытеканию жидкости по валу насоса препятствуют манжеты 9, которые
предохраняются от механических повреждений опорным 10 и стопорным 11
кольцами. Центрирующая втулка 12 препятствует повороту шестерни 13 в
сборе с обоймами и платиками во время работы насоса. Крышку 15 крепят к
корпусу 16 насоса болтами 17. Уплотнение между корпусом и крышкой насоса
достигается с помощью резинового кольца 8.
От насоса к гидроцилиндрам бульдозера и выносных опор рабочая жидкость
подается через гидрораспределитель трактора, а к другим гидроцилиндрам —
через трехзолотниковые гидрораспределители (рис. 157) со встроенными
предохранительными и перепускными клапанами.
В корпусе 14 трехзолотникового гидрораспределителя собраны перепускной
клапан (в который входят плунжер 13, демпфер 11 и пружина 10), а также
предохранительный клапан, состоящий из корпуса 9, гнезда 8, шарика 7,
направляющего стержня б, пружины 5, регулировочного винта 2, контргайки
4 и колпачка 3. Кроме того, в нем имеется множество различных полостей,
соединенных между собой каналами. В сочетании с золотниками 15 и
перепускным клапаном эти полости и каналы дают возможность направлять
поток рабочей жидкости от насоса в гидроцилиндры рабочего оборудования,
а затем возвращать обратно в бак.
Золотники 15 устанавливают в нейтральное и рабочие положения рычагами
управления, в нейтральное положение они возвращаются под действием
пружин 16.
157 Гидрораспределитель экскаватора ЭО-2621А:
а — конструктивная схема, б — корпус в разрезе по двум золотникам;
1 и 17 — крышки,
2 — регулировочнБ1Й винт,
3 — колпачок,
4 — контргайка,
5 и 10 — пружины предохранительного и перепускного клапанов,