КОЛЬЦЕВЫЕ КАНАВКИ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 (А. М. Кригер) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  ..  

 

 

КОЛЬЦЕВЫЕ КАНАВКИ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130



Износостойкость канавки поршня в двигателях ЗИЛ-130 намного выше, чем в двигателях ЗИЛ-164, что в значительной степени объясняется изготовлением поршня из литейного силумина типа АЛЗО, обладающего высокой твердостью при темпера-туре 300° С, а также применением тонких поршневых колец относительно большой ширины (отношение ширины кольца к его высоте равно трем). В результате этого существенно снизилось давление на стенки канавки от сил инерции кольца. Средние износы кольцевых канавок приведены в табл. 41 и на рис. 137.

Из табл. 40 следует, что только у первой канавки темпы износа большие (около 0,22—0,25 мкм на 1000 км пробега). Износостойкость второй, третьей и четвертой канавок практически одинакова и примерно в 2 раза больше, чем у первой канавки. Характерно, что темп износа канавок примерно одинаков у автомобилей как первой, так и второй групп. Следовательно, замена поршневых колец практически не влияет на темп износа кольцевых канавок.

Максимальные износы канавок значительно выше средних. Так, у 4—6% первых канавок после пробега автомобилем 150 тыс. км износы уже превышают 0,07 мм — предельно допустимое значение. После пробега 200 тыс. км износ более 50% первых канавок превышает допустимую величину. В отдельных случаях износы этих канавок достигают 0,3 мм. Вторая и третья канавки имеют предельный износ после пробега 180—-200 тыс. км. При этих пробегах примерно у 2,5—3% канавок износы больше 0,07 мм. У четвертых канавок при пробегах до 200 тыс. км износы не-превышают 0,04 мм. У отдельного поршня наименьшей долговечностью обладает первая кольцевая канавка.

В связи с поставленной целью — обеспечить ресурс поршневого комплекта не менее 250 тыс. км были исследованы поршни, в тело которых залита вставка из чугуна (серого или аустенитного). В этой вставке был-a сделана канавка под первое поршневое кольцо. Результаты опытов приведены в табл. 41. Износ первой кольцевой канавки во вставке из серого чугуна уменьшился примерно в 4 раза. Одновременно уменьшился также

износ второй кольцевой канавки. Сходные результаты были получены и при испытаниях поршней со вставками из аустенитного чугуна, однако в последнем случае износ поршневых колец по высоте был значительно меньше, чем при вставке из серого чугуна.

В случае применения чугунной вставки долговечность первой канавки поршней соответствует более 250 тыс. км. Износы второй, третьей и четвертой канавок были такими малыми, что в этом случае целесообразен ремонт поршня, т. е. расточка первой канавки под кольцо большей высоты. При этом поршень станет практически несменяемой деталью.



41. Среднемаксимальные износы в мкм кольцевых канавок поршней после пробега автомобилем 150 тыс. км

 

Кан авка в поршне

Поршнн с чугунной вставкой

Поршнн без вставки

Канавка в поршне

Поршни с чугунной вставкой

Поршни без вставки

Первая

0,011

0,049

Третья

0,004

0,005

Вторая

0,006

0,017

Четвертая

0,002

0,004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  ..