Износостойкость канавки поршня в двигателях ЗИЛ-130 намного выше, чем в
двигателях ЗИЛ-164, что в значительной степени объясняется изготовлением
поршня из литейного силумина типа АЛЗО, обладающего высокой твердостью
при темпера-туре 300° С, а также применением тонких поршневых колец
относительно большой ширины (отношение ширины кольца к его высоте равно
трем). В результате этого существенно снизилось давление на стенки
канавки от сил инерции кольца. Средние износы кольцевых канавок
приведены в табл. 41 и на рис. 137.
Из табл. 40 следует, что только у первой канавки темпы износа большие
(около 0,22—0,25 мкм на 1000 км пробега). Износостойкость второй,
третьей и четвертой канавок практически одинакова и примерно в 2 раза
больше, чем у первой канавки. Характерно, что темп износа канавок
примерно одинаков у автомобилей как первой, так и второй групп.
Следовательно, замена поршневых колец практически не влияет на темп
износа кольцевых канавок.
Максимальные износы канавок значительно выше средних. Так, у 4—6% первых
канавок после пробега автомобилем 150 тыс. км износы уже превышают 0,07
мм — предельно допустимое значение. После пробега 200 тыс. км износ
более 50% первых канавок превышает допустимую величину. В отдельных
случаях износы этих канавок достигают 0,3 мм. Вторая и третья канавки
имеют предельный износ после пробега 180—-200 тыс. км. При этих пробегах
примерно у 2,5—3% канавок износы больше 0,07 мм. У четвертых канавок при
пробегах до 200 тыс. км износы не-превышают 0,04 мм. У отдельного поршня
наименьшей долговечностью обладает первая кольцевая канавка.
В связи с поставленной целью — обеспечить ресурс поршневого комплекта не
менее 250 тыс. км были исследованы поршни, в тело которых залита вставка
из чугуна (серого или аустенитного). В этой вставке был-a сделана
канавка под первое поршневое кольцо. Результаты опытов приведены в табл.
41. Износ первой кольцевой канавки во вставке из серого чугуна
уменьшился примерно в 4 раза. Одновременно уменьшился также
износ второй кольцевой канавки. Сходные результаты
были получены и при испытаниях поршней со вставками из аустенитного
чугуна, однако в последнем случае износ поршневых колец по высоте был
значительно меньше, чем при вставке из серого чугуна.
В случае применения чугунной вставки долговечность первой канавки
поршней соответствует более 250 тыс. км. Износы второй, третьей и
четвертой канавок были такими малыми, что в этом случае целесообразен
ремонт поршня, т. е. расточка первой канавки под кольцо большей высоты.
При этом поршень станет практически несменяемой деталью.
41. Среднемаксимальные износы в мкм кольцевых канавок поршней после
пробега автомобилем 150 тыс. км