Материалом для изготовления свертной втулки верхней головки шатуна
служит бронза Бр. ОЦС 4-4-25. Твердость поверхности втулки после
окончательной обработки колеблется в пределах НВ 130—165. Чистота
поверхности втулки соответствует 9-му классу.
Долговечность втулки в условиях эксплуатации характеризуется данными
табл. 43, из которой следует, что при пробегах 200 тыс. км 6% втулок
имеют износы, превышающие 0,05 мм. По сравнению с пальцами у втулок
верхней головки шатуна износ примерно в 5—6 раз больше.
Максимальный зазор между втулкой и пальцем при пробегах 200 тыс. км
составляет 0,038 мм и в отдельных случаях 0,068 мм. При таком зазоре уже
прослушивается заметный стук поршневых пальцев.
Чистота рабочей поверхности втулки после длительной работы повышается до
10-го класса. Определение чистоты поверхности втулки после работы в
течение 50; 100; 200 и 400 ч позволило установить, что заглаживание ее
поверхности происходит в первые 100 ч работы. Исходный зазор при этом
возрастает на 0,003—0,005 мм, после чего начинается нормальный износ
втулки, сопровождаемый медленным увеличением зазора.