СХЕМА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 (А. М. Кригер) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Глава III. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

 


СХЕМА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130


 


Система смазки двигателя комбинированная (рис. 57).

Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, боковые поверхности толкателей, подшипники распределительного вала, коромысла, верхние сферические опоры штанг толкателей, опоры промежуточного валика привода распределителя, опоры валика масляного насоса, упорный фланец распределительного вала.

Разбрызгиванием и самотеком масло подается к боковым поверхностям гильз цилиндров, направляющим втулкам клапанов, кулачкам распределительного вала, шестерням привода распределительного вала и масляного насоса, втулкам верхних головок шатунов, нижним сферическим опорам штанг толкателей.

Масло заливается в масляный картер двигателя, из которого оно через неподвижный маслоприемник 15 засасывается масляным насосом 3, подающим масло по каналу 4 в корпус полнопоточного центробежного масляного фильтра.

Масло, прошедшее фильтрацию, поступает в маслораспределительную камеру 5, расположенную в задней перегородке блока. Из этой камеры оно по двум продольным каналам диаметром 14,5 мм направляется к толкателям и коренным подшипникам коленчатого вала. Направляющие отверстия под толкатели в блоке цилиндров пересекают продольные масляные каналы в нем, масло из которых омывает боковые поверхности толкателей.

Из левого продольного канала по отдельным наклонным каналам диаметром 7 мм масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала. На поверхности обоих вкладышей коренного подшипника имеется маслораспределительная канавка, а на коренной шейке вала — отверстие диаметром 6 мм для подачи масла к шатунной шейке коленчатого вала. Из специального канала большого диаметра на шатунной шейке (центробежного сепаратора) масло по каналу поступает к шатунному подшипнику. От коренного подшипника по вертикальному каналу диаметром 7 мм через отверстие в верхнем вкладыше из маслораспределительной канавки масло подается к подшипнику распределительного

вала. Таким образом смазываются первый, второй, третий и четвертый подшипники этого вала. Пятый (задний) подшипник смазывается маслом, поступающим по каналу в теле блока из маслораспределительной камеры. Подача масла к упорному подшипнику распределительного вала пульсирующая. В передней опорной

шейке этого вала сделан канал, при совпадении которого с масло-подводящим отверстием в подшипнике к упорному подшипнику подается порция масла. При такой подаче смазки во время пуска холодного двигателя исключается появление задиров в этом узле, где со стальной пластиной с одной стороны соприкасается стальная опорная шейка, а с другой — чугунная ступица шестерни распределительного вала.

Гильза цилиндра смазывается разбрызгиваемым маслом, вытекающим из шатунных подшипников и специальных отверстий

 

в теле шатуна и шатунном вкладыше. В момент совпадения отверстия в шатунном вкладыше с масляным каналом в шатунной шейке порция масла выпрыскивается на боковую стенку гильзы цилиндра.

К коромыслам масло подается от средней шейки распределительного вала, в которой просверлены три отверстия. В момент соединения этих отверстий, что бывает 1 раз за оборот распределительного вала, к осям коромысел левого и правого рядов по каналам диаметром 8 мм в блоках цилиндров поступает масло. Через паз на опорной поверхности стойки масло идет в кольцевой зазор между средней опорной стойкой оси коромысел и болтом крепления этой стойки и затем внутрь полой оси коромысел, из которой оно по отверстиям диаметром 3 мм в ее стенке подается ко втулкам коромысел. По каналу в коротком плече коромысла масло поступает к верхним сферическим опорам штанг. Регулировочный виит коромысла имеет боковую проточку, находящуюся в зоне отверстия в коротком плече коромысла, а также отверстия для подачи масла к опорам штапг. Через другое отверстие во втулке коромысла масло самотеком подается к клапанам и механизмам вращения.

Подача смазки к осям коромысел сделана пульсирующей, чтобы ограничить количество масла, подаваемого в этот узел двигателя.

 

 

 

 

Рис. 57. Схема смазки двигателя:
а — общая схема смазки; б — подача масла к осям коромысла; в — подача масла к штанге; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру; 5 — маслораспределительная камера;» — полнопоточная центрифуга; 7 — воздухоочиститель; 8 — подача масла к кривошйпно-ш ату иной группе компрессора (разбрызгиванием); 9 — левый продольный канал; 10 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — центробежные ловушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый продольный канал; 15 — маслоприемник; 16 — канал в стойке коромысла; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в теле шатуна для подачи смазки на боковую поверхность гильз цилиндров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..