Масло заливается в масляный картер двигателя, из которого оно через
неподвижный маслоприемник 15 засасывается масляным насосом 3, подающим
масло по каналу 4 в корпус полнопоточного центробежного масляного
фильтра.
Масло, прошедшее фильтрацию, поступает в маслораспределительную камеру
5, расположенную в задней перегородке блока. Из этой камеры оно по двум
продольным каналам диаметром 14,5 мм направляется к толкателям и
коренным подшипникам коленчатого вала. Направляющие отверстия под
толкатели в блоке цилиндров пересекают продольные масляные каналы в нем,
масло из которых омывает боковые поверхности толкателей.
Из левого продольного канала по отдельным наклонным каналам диаметром 7
мм масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала. На
поверхности обоих вкладышей коренного подшипника имеется
маслораспределительная канавка, а на коренной шейке вала — отверстие
диаметром 6 мм для подачи масла к шатунной шейке коленчатого вала. Из
специального канала большого диаметра на шатунной шейке (центробежного
сепаратора) масло по каналу поступает к шатунному подшипнику. От
коренного подшипника по вертикальному каналу диаметром 7 мм через
отверстие в верхнем вкладыше из маслораспределительной канавки масло
подается к подшипнику распределительного
вала. Таким образом смазываются первый, второй,
третий и четвертый подшипники этого вала. Пятый (задний) подшипник
смазывается маслом, поступающим по каналу в теле блока из
маслораспределительной камеры. Подача масла к упорному подшипнику
распределительного вала пульсирующая. В передней опорной
шейке этого вала сделан канал, при совпадении
которого с масло-подводящим отверстием в подшипнике к упорному
подшипнику подается порция масла. При такой подаче смазки во время пуска
холодного двигателя исключается появление задиров в этом узле, где со
стальной пластиной с одной стороны соприкасается стальная опорная шейка,
а с другой — чугунная ступица шестерни распределительного вала.
Гильза цилиндра смазывается разбрызгиваемым маслом, вытекающим из
шатунных подшипников и специальных отверстий
в теле шатуна и шатунном вкладыше. В момент
совпадения отверстия в шатунном вкладыше с масляным каналом в шатунной
шейке порция масла выпрыскивается на боковую стенку гильзы цилиндра.
К коромыслам масло подается от средней шейки распределительного вала, в
которой просверлены три отверстия. В момент соединения этих отверстий,
что бывает 1 раз за оборот распределительного вала, к осям коромысел
левого и правого рядов по каналам диаметром 8 мм в блоках цилиндров
поступает масло. Через паз на опорной поверхности стойки масло идет в
кольцевой зазор между средней опорной стойкой оси коромысел и болтом
крепления этой стойки и затем внутрь полой оси коромысел, из которой оно
по отверстиям диаметром 3 мм в ее стенке подается ко втулкам коромысел.
По каналу в коротком плече коромысла масло поступает к верхним
сферическим опорам штанг. Регулировочный виит коромысла имеет боковую
проточку, находящуюся в зоне отверстия в коротком плече коромысла, а
также отверстия для подачи масла к опорам штапг. Через другое отверстие
во втулке коромысла масло самотеком подается к клапанам и механизмам
вращения.
Подача смазки к осям коромысел сделана пульсирующей, чтобы ограничить
количество масла, подаваемого в этот узел двигателя.
Рис. 57. Схема смазки двигателя:
а — общая схема смазки; б — подача масла к осям коромысла; в — подача
масла к штанге; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в
масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный
насос; 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру; 5 —
маслораспределительная камера;» — полнопоточная центрифуга; 7 —
воздухоочиститель; 8 — подача масла к кривошйпно-ш ату иной группе
компрессора (разбрызгиванием); 9 — левый продольный канал; 10 — трубка
подачи масла для смазки компрессора; 11 — трубка для слива масла из
компрессора; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — центробежные
ловушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 —
правый продольный канал; 15 — маслоприемник; 16 — канал в стойке
коромысла; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в теле шатуна для
подачи смазки на боковую поверхность гильз цилиндров