Выявив имеющиеся дефекты и неисправности и исправив их, приступают к
чистке будильника. Чистят будильник так же, как и другие типы часов.
Собирают будильник в следующем порядке:
1. Устанавливают сигнальный валик в свое гнездо на задней платине; с
наружной стороны платины насаживают пружинку на выступающую ось валика;
надевают шайбы, навинчивают гайку и контргайку.
2. На ось среднего колеса насаживают обод колеса, трех-лапчатую пружину и
закрепляют муфтой или штифтом.
3. Устанавливают детали и колеса в свои гнезда на
передней платине. Устанавливая оба узла заводного колеса, надо
проследить, чтобы пружины были одеты своими замками на крючки их валов.
Пружины в процессе работы должны развертываться наружу, а не во внутрь
механизма. Затем устанавливают секундное, промежуточное, анкерное
^колеса, промежуточное колесо боя (при его наличии), скобочное колесо,
узел скобки.
Удерживая переднюю платину в левой руке, правой рукой осторожно
насаживают заднюю платину. В первую очередь в свои гнезда должны войти:
выступающие оси и стойки, сигнальный валик (должен пройти в гнездо
платины и отверстие сигнальной пружины), ось среднего колеса, оси обоих
узлов заводных колес. При помощи пинцета сначала вводят в гнездо концы
осей колес механизма боя, навинчивают немного на выступы двух стоек
гайки, а затем постепенно вводят концы осей остальных колене.. После
этого завинчивают гайки до конца и проверяют правильность зубчатого
зацепления, достаточность зазоров и т. п.
4. Насаживают минутник на среднюю ось.
5. Смазывают концы осей колес и гнезда платин, заводят пружины и
смазывают их.
6. Свинтив немного гайки, приподнимают заднюю платину и вставляют в свои
гнезда концы оси вилки и завинчивают гайки доотказа.
7. Насаживают на свою ось вексельное колеср, заранее подложив нужное
количество шайб, чтобы избежать касания вексельного колеса с выступающим
концом вала узла заводного колеса, насаживают часовое и сигнальное
колеса и укрепляют штафтом. вексельное колесо закрепляют замковой
шайбой, которую надевают на ее ось.
8. Устанавливают и закрепляют баланс в центровых винтах. Завинчивают
центровые винты аккуратно, чтобы не повредить кончики оси. Ось баланса
должна иметь достаточный продольный зазор 0,15 — 0,2 мм. Баланс
устанавливают в таком положении, чтобы эллипс1 находился между рожками
вилки. Наружный конец волоска продевают через вилку градусника, через
отверстие колонки и закрепляют конусообразным штифтом. Витки волоска
должны лежать в одной плоскости, не соприкасаясь между собой. Если стук
часов неритмичный, значит волосок установлен неверно. Для исправления
вставляют специальный ключ в вырез втулки и поворачивают втулку вправо,
если эллипс должен отклониться влево, и наоборот. В месте крепления
наружного конца волоска к колонке, чтобы сохранять правильную спиральную
форму рабочей части волоска, его немного изгибают.
1 Эллипс баланса будильника (штифт импульса)
делают из стальной проволоки У10А.
9 Наносят масло в центровые винты, на штифты вилки,
в гнезда концов оси вилки. В узел спуска дают специальное масло лучшего
качества.
10. Укрепляют циферблат двумя гвоздиками (все выступающие оси должны
находиться в центре своих отверстий).
11. Для правильной работы механизма боя будильника при его сборке
необходимо, чтобы:
а) штифт сигнального валика находился у среза кулачка сигнального
колеса;
б) сигнальная стрелка была установлена против цифры 6;
в) минутная 1 и часовая стрелки — против цифр 12 и 6. Если бой начнется
с разницей больше пяти минут между показаниями сигнальной стрелки и
стрелок хода, необходимо переставить минутную и часовую стрелки. Стрелки
должны быть насажены в центре отверстия циферблата, без перекосов.
12. Вставляют механизм в корпус, завинчивают ножки и колонку звонка.
Насаживают пружину, стопорный рычаг, чашку звонка и держатель с кольцом.
13. Закрывают корпус крышкой и навинчивают ключи и кнопки. При
неправильной установке механизма в корпус также возможны дефекты, их
надо выявить и устранить тут же:
а) стреЛки задевают одна за другую, соприкасаются с циферблатом или
стеклом;
б) ключи соприкасаются с платиной или с крышкой корпуса;
в) узел скобки боя соприкасается с корпусом, нарушая и тормозя
нормальный бой;
г) крышка корпуса соприкасается с центровым винтом.