Устройство будильников и их работа

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Ремонт часов. Устройство, теория и практика ремонта (Раппопорт М.Г.) - 1948 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Глава шестая

 


БУДИЛЬНИКИ

Будильники относятся к часам с анкерным (штифтовым) спуском и пружинным заводом. Впервые они появились в конце XIX века. Будильники бывают со звоном и (реже) с музыкой. Они имеют различные размеры и формы.

Будильник прост по конструкции, удобен, практичен и дешев.

В улучшенных конструкциях будильника трибы имеют стальные фрезерные зубья, более массивные детали, изготовленные из лучших сортов стали, латуни и других материалов.

 

 

 



Устройство будильников и их работа

Будильник имеет два самостоятельных механизма, работающих независимо один от другого, но в то же время согласовывающих свою работу. Каждый механизм—механизм хода и механизм боя — имеет отдельные пружины.

 

 

 

 

 

 

Рис. 63. Будильник (вид сзади): 1—кольцо будильника; 2— чашка звонка; 3—колонка с пружинкой; 4—корпус; 5—заводной ключ боя; 6—кнопка перевода стрелок; 7—ножки;
8—градусник; 9—крышка; 10— заводной ключ хода; И—кнопка сигнальной стрелки боя;
12—запорный рычаг; 13—стержень с молотком узла скобки;
14—держатель кольца

 



Будильник (В этой главе рассматривается устройство, работа и ремонт будильников, выпускаемых 2-м Государственным часовым заводом.) (рис. 63) состоит из: корпуса с крышкой и стеклом, двух латунных ножек, циферблата, укрепленного на рамке, стрелок—часовой, минутной, секундной и сигнальной; чашки звонка с колонкой, пружиной, держателя с кольцом, запорным рычагом боя, заводных ключей хода и боя (на крышке указано стрелкой направление их вращения); кнопки перевода стрелок; кнопки сигнальной стрелки; механизма.

Механизм (рис. 64, А, Б) состоит из двух латунных платин с четырьмя стойками, между которыми смонтированы механизмы хода и боя.

 

 

 

Механизм хода состоит из: узла заводного колеса с пружиной (рис. 64, В и Е), среднего (рис. 64, Г), промежуточного,

секундного, анкерного колес, вилки, баланса (рис. 64, Д), волоска, градусника, центровых винтов.

Механизм боя состоит из: узла заводного колеса боя, промежуточного колеса боя (не всегда бывает), скобочного колеса, узла скобки, сигнального валика, сигнального колеса, сигнальной (пластинчатой) пружины, прикрепленной к платине, штифта сигнального валика.

 

 

Стрелочный механизм состоит из минутника, вексельного и часового колеса.

Детали будильников делают из различных материалов: из латуни — платины, колеса, ключи, кнопки и другие детали; из стали — оси, центровые винты, валики, пружины, штифты

и др.; из железа — корпуса, рамки, разные валики и т. д.; из дерева, пластмассы и стекла — корпуса; из фосфористой бронзы — волоски.

 

 

 

 

 

Рис. 64. механизм будильника

 

 

 

 


Все детали механизма будильника установлены между передней и задней платанами.

Работа механизма хода (рис. 65) происходит следующим образом: узел заводного колеса первым воспринимает усилие заводной пружины, которая создает вращающий момент 2,5 кгсм (в среднем). Этот вращающий момент в уменьшенном виде передается через колесную систему штифтам вилки которые поддерживают колебания баланса, обеспечивая этим непрерывный процесс измерения времени.

Все детали механизма хода должны быть тщательно отполированы—концы осей, гнезда, штифты трибов, штифты вилки, зубья анкерного колеса, концы оси баланса, центровые винты, эллипс; все трущиеся детали надо аккуратно и достаточно смазать, не должно быть грязи и пыли в механизме, особенно в узле баланса. (Момент, когда зубья анкерного колеса осуществляют притяжку вилки.)

Работа узла баланса и спуска происходит следующим образом (рис. 66): зуб анкерного колеса передает импульс (мгновенный толчок) выходному штифту вилки, благодаря чему вилка немного повернется вокруг своей оси. Во время поворота первый рожок вилки увлечет за собою (происходит мягкий удар) эллипс баланса и тем самым сообщит импульс балансу, который повернется на 270° (от начала его движения). Во время этого поворота баланса волосок раскрутится, входной штифт будет притянут зубом анкерного колеса к его ободу, обеспе-
чивая этим свободное колебание баланса.

Когда сила импульса будет уравновешена силой упругости волоска, баланс прекратят дальнейшее вращение в эту сторону и начнет вращаться в обратную сторону.

Эллипс, передвигаясь вместе с балансом, войдет в паз вилки, увлечет за собою правый рожок вилки и заставит ее повернуться в обратную сторону. В этот момент зуб анкерного, ко-

леса сообщит новый импульс входному штифту, благодаря чему левый рожок вилки передаст этот импульс через эллипс балансу; последний, получив импульс, будет продолжать вращаться в ту же сторону. Волосок при этом закручивается; при-тяжка будет осуществлена выходным штифтом до начала момента возвращения баланса в обратную сторону. Таким же образом цикл работы баланса будет непрерывно повторяться.

При отсутствии притяжки рожки вилки касались бы оси баланса и тормозили бы нормальные колебания баланса. Правильное расположение штифтов вилки и зубьев анкерного колеса (нормальная глубина зацепления) достигается приближением или удалением мостов вилки при помощи плоскогубцев или осторожными ударами молотка по мосту.

Механизм хода и боя согласовывают свою совместную работу при помощи сигнального колеса, насаженного на сигнальный валик и закрепленного штифтом. Сигнальное колесо входит в зацепление с вексельным трибом.

Сигнальное колесо состоит из обода колеса, закрепленного на муфте. Муфта имеет форму кулачка.

 

 

 

 

Рис. 65. Схема работы механизма хода и стрелочного механизма будильника: 1—волосок; 2— балансовое колесо; 3—анкерное колесо; 4—вилка; 5—секундное колесо; 6—промежуточное колесо; 7—среднее колесо; 8—узел заводного колеса; 9—минутник; 10—часовая стрелка; 11—минутная стрелка; 12—часовое колесо; 13—вексельное колесо; 14—сигнальное колесо; 15—заводная пружина хода

 

 

 

 

 

Рис. 66. Схема работы комбината баланса и спуска: 1—анкерное колесо; 2—противовес; 3—входной и выходной штифты; 4—ось вилки; 5—скобка; 6—балансовое колесо; 7—усики вилки; 8—рожки вилки; 9—паз оси; 10—эллипс; 11—ось баланса; 12—паз вилки; 13—изогнутая часть вилки
 

 

 

 

 

Сигнальное колесо все время прижимается при помощи сигнальной пружины кулачком к штифту сигнального валика. Одновременно сигнальная пружина отогнутым коленом входит в -зацепление с коротким плечом узла скобки, тормозит этим его .движение, что, следовательно, вызывает бездействие механизма боя, несмотря на то, что заведен механизм бод. Бой произойдет, когда вексельный триб, вращаясь, сообщит движение сигнальному колесу, которое срезом кулачка подойдет к сигнальному штифту (рис. 67).

 

В этот момент сигнальное колесо поднимется вверх на величину глубины среза кулачка благодаря сигнальной пружине, которая, стараясь выпрямиться, также поднимается вверх. Сигнальная пружина, поднявшись вверх, выйдет отогнутым коленом из зацепления с коротким плечом узла скобки, т. е. механизм боя окажется отомкнутым и придет в действие, заставляя молоток ударять по чашке звонка. Чтобы прекратить бой (до его окончания), молоток запирают тормозным рычагом. Это делают от руки передвижением рычага к стержню молотка.

Чтобы механизм боя заработал в определенное время, сигнальную стрелку устанавливают сигнальной кнопкой на нужный час. Благодаря тому, что сигнальное колесо имеет одинаковое число зубьев с часовым колесом, стрелочный механизм заставит сработать механизм боя именно в то время, которое указано сигнальной стрелкой.

 

 

 

 

Рис. 67. Схема работы механизма боя будильника: 1—узел заводного колеса боя; 2—заводная пружина боя; передняя платина; 4—вексельный триб; 5—штифт сигнального валика; 6— сигнальное колесо; 7—сигнальная пружина; 8— стержень с молотком; 9—валик узла боя; 10— скобка; 11—сигнальный валик; 12—скобочное колесо

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..