УГЛЫ ПОТЕРЯННОГО ПУТИ МЕХАНИЗМА СПУСКА ЧАСОВ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Анкерный спуск. Описание конструкции и сборки (Беляев В.Н.) - 1951 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ЧАСЫ «ПОБЕДА», «ЗВЕЗДА», «САЛЮТ»

 

 

УГЛЫ ПОТЕРЯННОГО ПУТИ МЕХАНИЗМА СПУСКА ЧАСОВ

 

 

Вернемся к часовому механизму или модели спуска. Вставив острие деревянной палочки в паз для эллипса, отведем медленно анкерную вилку от ограничительного штифта настолько, чтобы произошло внешнее или внутреннее падение. Заметим, что хвост вилки непосредственно после падения не прилегает к ограничительному штифту: между хвостом вилки и штифтом остается зазор а (фиг. 44 и 45). Для того, чтобы хвост вилки вошел в соприкосновение с ограничительным штифтом, вилку нужно повернуть на некоторый небольшой угол, который называется углом потерянного пути.

Путь в, проходимый задним ребром палеты при прохождении вилкой угла потерянного пути, называется потерянным путем (фиг. 48).

Перед прохождением вилкой угла потерянного пути острие зуба колеса уже лежит на плоскости покоя палеты, образуя угол покоя при падении, который принято называть просто углом покоя. Когда анкерная вилка под влиянием сил инерции и притяжки пройдет угол потерянного пути, то острие зуба скользнет по плоскости покоя палеты, и угол

 

покоя возрастет на величину угла потерянного пути. Этот увеличенный угол покоя называется полным углом покоя.

Следовательно, угол потерянного пути, определяемый положением входной палеты и ограничительного штифта Л, входит в полный угол покоя на выходной палете. Угол потерянного пути, определяемый положением выходной палеты и ограничительного штифта Я, входит в полный угол покоя на входной палете.

Для чего нужны углы потерянного пути?

При изготовлении деталей спуска, а также платин и мостов всегда имеются некоторые отклонения от заданных размеров: небольшое биение анкерного колеса по диаметру или наличие его эллиптичности и нарушения соосности верхних и нижних камней, неодинаковость зазоров цапф в камнях и т. д.

Эти отклонения ограничены строгими допусками, исчисляемыми в тысячных долях миллиметра (микронах), но, тем не менее, при выполнении такой точной работы, как сборка спуска, приходится их учитывать и компенсировать введением потерянного пути.

В противном случае может получиться так, что палеты будут не всегда пропускать зубья анкерного колеса.

Можно утверждать, что чем выше культура производства, чем точнее изготовление деталей, тем меньшими можно делать углы потерянного пути, тем лучше и проще собирать спуск.

Угол потерянного пути у наручных часов типа «Победа» и «Звезда» должен быть равен ~ 1/4 полного угла покоя, у карманных часов типа «Салют» ~ 1/3 этого угла.

Проверку углов потерянного пути можно выполнять следующим образом (см. фиг. 48).

Введем острие палочки в паз вилки для эллипса и, придерживая вилку у ограничительного штифта, слегка нажмем на нее в направлении от рожков к ее оси для того, чтобы исключить влияние радиальных зазоров цапф оси вилки в камнях. Пинцетом или другой палочкой повернем

анкерное колесо обратно на величину его падения гак, чтобы пятка зуба оказалась напротив заднего ребра палеты. Расстояние в, взятое по радиусу анкерного колеса, между пяткой зуба и задним ребром палеты будет характеризовать угол потерянного пути.

Если при перебрасывании анкерной вилки от одного ограничительного штифта к другому будет замечено проска-кивание зубьев анкерного колеса, то это признак чрезмерно большого потерянного пути. Это проскакивание может иметь место и при достаточном полном угле покоя и происходить благодаря тому, что уменьшился угол покоя за счет увеличения угла потерянного пути. В дальнейшем данный вопрос будет рассмотрен более подробно.

 

 

 

Фиг. 48. Проверка потерянного пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..