ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ - часть 25

 

  Главная      Учебники - АЗС, нефть     ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..

 

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ - часть 25

 

 

3.7. Техническое обслуживание оборудования стационарных и передвижных АЗС

комплектность и техническое состояние колодцев и крышек горловин резервуаров.

В течение рабочего дня отпуска  (приема) нефтепродуктов наблюдают за герметичностью в

резьбовых   и   фланцевых   соединениях   крышек   на   горловине   резервуара,   за   исправностью
дыхательной и огнезащитной аппаратуры.

При   ежедневном   техническом   обслуживании   резервуаров   автомобильных   цистерн,

полуприцепов, прицепов-цистерн и передвижных автозаправочных станций (топливозаправщиков)
проверяется исправность приборов и оборудования (рисунок 3.97). К ним относятся:

4   

дыхательный клапан с огнепреградителем;

4    

предохранительный клапан;

4    

ограничитель уровня;

4    

быстро разъемные соединения для рукавов;

4    

соединения газоуравнительной системы;

4    

клапан включения дегазации;

4    

наборный блок управления;

4    

устройство нижнего налива (слива) с обратным клапаном;

4   

клапан донный;

4    

дыхательный клапан;

4    

огневой предохранитель системы газоотвода.

Проверка   исправности   этих   приборов   выполняется   в   соответствии   с   перечнем   работ,

указанным в паспортах-формулярах заводов-изготовителей этих приборов.

При техническом обслуживании ТО-1 выполняют работы ежесменного (ежедневного) ТО, а

также   промывают   сетку   огневых   предохранителей   на   дыхательных   клапанах,   проверяют
герметичность дыхательного клапана и, если необходимо, регулируют его на давление и вакуум.
При необходимости заменяют прокладки у замерного люка, крышки горловины резервуаров.

При   техническом   обслуживании   ТО-2   выполняют   работы   ТО-1   и   сливают   (освобождают)

нефтепродукты из резервуара; промывают и зачищают его от загрязнений; проверяют резервуар на
герметичность:

а) избыточным   давлением   воздуха   в   резервуара   0,25   МПа.   При   этом   в   течение   5

минут давление в резервуаре должно быть стабильным;

б) гидравлическим   испытаниям   под   давлением,   превышающем   0,25   МПа   в   течение

3-х минут.

Сезонное техническое обслуживание выполняется в соответствии с Инструкцией (Правилами)

по эксплуатации АЗС в осенне-зимний и весенне-летний период ее эксплуатации (см. главу 3,
раздел 3.6).

В   соответствии   с   ГОСТ   1510-84   Нефть   и   нефтепродукты.   Маркировка,   упаковка,

транспортирование и хранение, зачистка (обесшламливание) резервуаров для хранения топлива
производится не реже 1 раза в год. Однако это не означает, что резервуары и их системы на АЗС
должны   зачищаться   строго   в   определенное   время,   тот   же   ГОСТ   определяет   срок   зачистки
резервуаров по мере необходимости, определяемой условиями сохранения их качества, надежной
эксплуатации  резервуаров  и  оборудования.  Отстой  воды  и загрязнений  из  резервуаров  следует
удалять не реже одного раза в год.

Исследования, проведенные авторами, показывают, что в резервуарах на АЗС за счет высокой

оборачиваемости нефтепродуктов, недостаточной их чистоты при заливе количество загрязнений
достигает значительных величин. Так из горизонтальных

38

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

металлических цилиндрических резервуаров, вместимостью 25 м

3

, при зачистке извлекали до 600

кг загрязнений и воды.

Резервуары зачищают также при необходимости смены марки (сорта) нефтепродукта, ремонта

согласно графику, а также при проведении полной комплексной дефектоскопии.

В настоящее время применяют разнообразные способы очистки резервуаров, которые можно

подразделить   на   три   вида:   ручной,   механизированный   и   химико-механизированный.   Такое
разделение условно, так как в каждом их низ ручной труд сочетается с механизацией. Однако
отличия их друг от друга весьма существенны и определяются долей участия в них ручного труда.

Ручной   способ,   постепенно   исчезающий,   осуществляется   с   применением   примитивных

приспособлений   с   затратой   большого   количества   времени   и   средств.   Резервуары   очищают
следующим  образом:  сначала  их пропаривают, затем все  поверхности промывают горячей (30-
50°С) водой из брандспойта при давлении 0,200,30 МПа. Для подачи воды используют насосы или
инжекторы. Промывочную воду вместе с отмытым остатком откачивают насосом. Естественно, что
при   относительно   низкой   температуре   и   слабом   давлении   струи   воды   остатки,   особенно
высоковязкие,   отмываются   не   полностью.   Увеличить   давление   и   температуру   струи   воды   не
представляется   возможным,   так   как   это   приводит   к   повышению   в   резервуаре   температуры,
влажности воздуха и содержания токсичных газов, что резко ухудшает условия труда рабочих.
Вследствие недостаточной очистки увеличивается объем последующих дополнительных ручных
работ - "выборка" остатков с днища и протирка поверхности.

При "выборке" плотные остатки нефтепродуктов, песок и продукты коррозии собирают в ведра

совками,   а   поскольку   это   производится   вручную,   то   рабочим   приходится   длительное   время
проводить в резервуарах.

Поиски путей механизации трудоемких и несовершенных операций очистки начались давно. В

результате   за   границей   и   в   нашей   стране   разработано   много   оригинальных   механизмов
(гидромониторов,   насосов   и   т.п.)   и   устройств,   применение   которых   в   едином   комплексе
обеспечило более совершенное удаление загрязнений.

Механизированный   способ   позволяет   удалять   загрязнения   горячей   или   холодной   водой,

подаваемой в резервуары под давлением через специальные моечные машинки-гидромониторы,
т.е.   основным   действующим   фактором   при   этом   является   механическое   воздействие   на
нефтеостатки струи воды.

Загрязнения при механизированном способе удаляют следующим образом. Вода, нагретая до

70-80°С, под давлением 1-1,2 МПа подается на моечные машинки, подвешенные в очищаемом
резервуаре. Струи воды равномерно омывают всю поверхность, смывая остатки нефтепродуктов.
Промывочную   воду   с   загрязнениями   откачивают   насосами.   Далее,   в   случае   необходимости,
экранированные   места,   на   которые   не   попала   струя   воды,   очищают   вручную   и   производят
"выборку" продуктов коррозии.

Механизация процесса "выборки" остатков конструктивно'решена еще не полностью.
Механизированный   способ   даже   в   том   несовершенном   виде,   в   каком   он   применяется   в

настоящее время, значительно сокращает время очистки, уменьшает непроизводительные простои
резервуаров, снижает объем ручного труда и стоимость процесса.

3.7. Техническое обслуживание оборудования стационарных и передвижных АЗС

Отрицательная сторона механизированного способа - большой расход энергии для подогрева

холодной воды и недостаточная очистка поверхностей резервуаров. Кроме того, его существенным
недостатком   является   необходимость   выкачивать   промывочную   воду,   загрязненную
нефтепродуктом, в другие резервуары.

Кроме   рассмотренных   способов   зачистки   (обесшламливания)   резервуаров   и   ТС   может

осуществляться   с   использованием   оборудования   установки   по   обесшлам-ливанию.   Оно
осуществляется персоналом АЗС или специализированной организацией. Перед началом работы
выключатели ТС должны быть выключены.

Обесшламливание   резервуаров   с   бензином   должно   производиться   при   температуре

окружающего воздуха не ниже 20°С и при заполненном резервуаре не менее чем на 20%.

Обесшламливание   резервуара   с   дизельным   топливом   должно  проводиться  при   температуре

окружающего   воздуха   не   более   30°С,   при   этом   степень   заполнения   резервуара   не
регламентируется.

Обесшламливание резервуаров осуществляется в следующем порядке:

-

приостанавливается эксплуатация;

-

подготавливается герметичная тара для сбора шлама. Суммарный объем тары должен быть не

менее   максимально   возможного   объема   остатков   топлива   и   воды,   находящихся   в   резервуаре,
который   определяется   посредством   метроштока.   Тара   должна   быть   выполнена   из   металла,
герметична,   иметь   минимально   возможную   площадь   заливной   горловины,   герметично
закрываемую крышку с обеспечением в искробезопасном исполнении, заземляющий проводник;

-

тара устанавливается на поддон рядом с резервуаром;

-

заземляющий проводник тары присоединяется к заземляющему устройству;

-

открывается кран линии обесшламливания;

-

шланг скачивания ручного насоса присоединяется (герметично) к штуцеру патрубка линии

обесшламливания с помощью разъемного соединения;

-

шланг слива насоса вставляется в горловину тары до ее дна и закрепляется;

-

проводится   откачка   шлама,   при   этом   необходимо   осуществлять   визуальный   контроль   за

уровнем заполнения тары;

-

при   смене   тары   необходимо   приостановить   откачку,   закрыть   крышку   заполненной   тары,

отсоединить заземляющий проводник, установить новую тару на поддон и повторить операции,
начиная с присоединения заземляющего проводника;

-

каждая заполненная тара относится на площадку для сбора шлама.

-

прекращение откачки шлама определяется визуально (наблюдается выход чистого топлива).

Техническое   обслуживание  топливораздаточных   колонок   и   их   оборудования   должно

выполняться квалифицированным персоналом. Колонки, являясь средством измерений, находятся
под надзором Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Техническое
обслуживание должно осуществляться без вскрытия опломбированных механизмов колонки.

Для   обеспечения   постоянной   работоспособности   колонок   проводится   ежедневный   уход   и

плановое техническое их обслуживание ТО-1, ТО-2 и СО. Ежедневный уход включает следующий
объем работ:

проверка целости заземления;

контроль герметичности гидравлической системы;

наружная мойка и чистка узлов, деталей;

182

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

проверка натяжения ремня привода насоса;

проверка производительности и точности дозировки.

Плановое техническое обслуживание осуществляется по "Системе технического

обслуживания и ремонта оборудования автозаправочных колонок" (глава 8).

Для   сохранения   номинальной   производительности,   фильтр   с   тонкостью

фильтрации 80-100 мкм следует осматривать и промывать не реже, чем через каждые

100000 литров отпущенного топлива. Фильтрующие элементы с тонкостью фильтрации

20 мкм, установленные в газоотделителе, необходимо заменять после отпуска 200000

литров топлива. Указанные операции производить и перед поверкой колонки.

Замена смазки подшипников должна производиться через каждый 1,5 млн. литров

отпущенного топлива. При замене смазки следует тщательно промыть подшипники

бензином с добавкой 5% трансформаторного масла и вновь заполнить подшипниковую

камеру на 2/3 ее объема смазкой ЦИАТИМ 201 ГОСТ 6267-74 (при необходимости

заменить манжеты).

Счетный механизм колонки смазывается смазкой ЦИАТИМ 221 ГОСТ 6267,

вязкость которой при низких температурах резко возрастает. При переходе к

эксплуатации колонки в зимних условиях счетный механизм должен быть тщательно

промыт бензином с добавкой 5% трансформаторного масла и смазан приборным

маслом МВП ГОСТ 9433.

Манжеты насоса необходим заменять при выходе их из строя (появление течи). При

замене манжет необходимо осуществить замену смазки подшипников.

Индикатор очищать при потере прозрачности. При сборке особое внимание

обратить на равномерность завертывания гаек крепления стекла.

При замене манжет поршней счетчика жидкости, гильзы должны быть очищены

от смолистых отложений, а внутренняя полость корпуса промыта бензином.

Техническое   обслуживание   электродвигателя,   раздаточного   крана,   пульта

управления и др. деталей изложено в поставляемых с колонками паспортах.

При техническом обслуживании атомобильных цистерн и ПАЗС (АТЗ) при перевозке

и выдаче нефтепродуктов необходимо выполнить следующие виды работ:

контрольный осмотр перед выездом (КОВ);

контрольный осмотр в пути и на стоянках (КОП);

ежедневное техническое обслуживание, проводимое в конце рабочего дня (ЕО);

техническое обслуживание ТО-1;

техническое обслуживание ТО-2;

сезонное техническою обслуживание (СО), проводимое 2 раза в год - при

подготовке изделий к летнему и зимнему периодам эксплуатации.

Контрольные осмотры и ежедневное техническое обслуживание проводятся

водителями (водителями-операторами) изделий под руководством и при участии

автомехаников.

Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и сезонное техническое обслуживание

проводятся на пунктах технического обслуживания слесарями с участием водителя.

Контрольный осмотр перед выездом проводится водителем перед каждым выездом

согласно наряду и имеет целью не допустить к эксплуатации технически неисправного

изделия.

При контрольном осмотре перед выездом (КОВ) проверяют состояние узлов и

агрегатов в следующем порядке:

крепление агрегатов, установленных на двигателе и раме с левой стороны по

ходу автомобиля;

крепление рулевых тяг и рулевой колонки и состояние тормозной системы;

3.7. Техническое обслуживание оборудования стационарных и передвижных АЗС

183

♦ давление воздуха в передней левой автошине;

уровень масла в двигателе и отсутствие течи масла;

натяжение ремня вентилятора;

уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и отсутствие течи;

крепление фар и подфарников;

♦ крепление агрегатов, расположенных с правой стороны двигателя по ходу

автомобиля;

♦ давление воздуха в передней правой автошине;

крепление и исправность огнетушителя, установленного с правой стороны

кабины;

крепление насоса, отсутствие течи из насоса и трубопроводов и состояние

привода насоса;

отсутствие течи в отстойнике и вентиле слива отстоя;

давление воздуха в задних автошинах с правой стороны;

наличие пломб на наливной горловине и дыхательном клапане;

крепление дверок кабины и состояние замков;

отсутствие течи в вентилях и задвижках в кабине управления;

отсутствие течи в вентиле слива отстоя фильтра тонкой очистки;

состояние заземления;

состояние ящиков и рукавов с левой стороны;

давление воздуха в задних автошинах с левой стороны;

крепление карданного вала и состояние шарнирных соединений;

отсутствие течи в топливном баке;

крепление и состояние огнетушителя с левой стороны по ходу автомобиля.

На топливозаправщиках с автономным приводом насоса дополнительно проверяют:

двигатель, установленный в кабине управления, причем производится его

заправка топливом, маслом и водой;

состояние шасси полуприцепов-цистерн и давление воздуха в автошинах;

состояние редуктора и уровень масла в нем;

состояние барабанов для раздаточных рукавов;

продолжительность КОВ - 0,5 чел/часов.

Контрольный осмотр в пути (КОП) производится водителем в целях выявления и

устранения неисправностей автомобильного шасси и специального оборудования.

Контрольный осмотр в пути проводится водителем в том же порядке, что и

контрольный осмотр перед выходом изделия в рейс. На контрольный осмотр

затрачивается до 20 минут.

Сразу же после остановки изделия необходимо проверить:

степень   нагрева   ступиц   колес,   тормозных   барабанов,   картера   коробки

передач,  раздаточной   коробки   и   дифференциалов   с   целью   выявления

ненормального нагрева (нагрев считается нормальным, если он не вызывает

ощущения ожога ладони);

уровень топлива, масла и воды , при необходимости производится дозаправка;

отсутствие подтекания топлива, масла и воды;

состояние и исправность автошин;

надежность затяжки гаек колес;

исправность в креплении рессор и амортизаторов;

состояние и натяжение ремней вентилятора и компрессора;

крепление коробки отбора мощности;

184

Глава 3.  Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

крепление насоса и отсутствие подтекания топлива из насоса, задвижек и

соединениях трубопроводов;

крепление рукавов и их укладка;

крепление цистерн и агрегатов специального оборудования; 

исправность заземления.

Все   неисправности,   выявленные   при   осмотре,   необходимо   устранить.

Неисправности, которые водитель не может устранить в пути самостоятельно, он

обязан устранить по возвращении в автохозяйство.

Продолжительность КОП - 0,5 чел/часов.

Ежедневное техническое обслуживание проводится водителем по возвращении из

рейса и включает в себя уборочно-моечные, контрольно-крепежные и заправочные

работы, как по автомобилю, так и по специальному оборудованию изделия с целью

подготовки его к выполнению следующего задания.

Ежедневное техническое обслуживание проводится первоначально в секторе

обслуживания, а затем на площадках технического обслуживания. При этом по шасси

автомобиля обязательно выполняется перечень работ ежедневного обслуживания

согласно Инструкции по эксплуатации и ТО данной модели автомобиля, автоприцепа

и полуприцепа.

По специальному оборудованию при ежедневном техническом обслуживании

выполняются следующие работы:

производится чистка, мойка и протирка спецоборудования;

устраняются подтекания из насоса, трубопровода, задвижек, соединений

контрольных приборов и раздаточных кранов;

проверяется крепление к раме автомобиля цистерны, крепление насоса,

карданной   передачи,   раздаточной   коробки,   рычагов   управления,   тяг,

привода  управления   насосов,   деталей   приемо-раздаточной   арматуры,

контрольных приборов, топливного фильтра, ящиков для рукавов и кабины

управления;

проверяются смазка и исправность подшипников насоса;

проверяется исправность и надежность крепления огнетушителей;

проверятся исправность и герметичность электропроводки и осветительной

арматуры;

проверяется запись в формуляре о количестве перекаченного топлива через

фильтр   тонкой   очистки   и   при   необходимости   промывается   или

заменяется фильтрующий чехол;

при промывке ил замене фильтрующего чехла производится тщательная

промывка внутренних поверхностей корпуса фильтра и проверяется состояние

корзины фильтра;

проверяется   наличие   и   крепление   колпачков   на   сливных   патрубках,

раздаточном кране, отстойнике цистерны и отстойнике фильтра;

проверяется   наличие   и   исправность   чехлов   наливной   горловины,

дыхательного клапана, раздаточных кранов, приемного патрубка.

На   топливозаправщиках   с   автономным   двигателем   следует   дополнительно

проверить:

двигатель в кабине управления и произвести, если надо, его заправку
топливом, маслом, водой;

состояние   шасси   полуприцепа-цистерны,   давление   воздуха   в   шинах   и
действие стояночного тормоза;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..