ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ - часть 24

 

  Главная      Учебники - АЗС, нефть     ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..

 

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ - часть 24

 

 

3.5.Динамические характеристики автоцистерн и их устойчивость при перевозке жидких нефтяных и газовых топлив 

30

3.5. 

ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОЦИСТЕРН И ИХ 

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЖИДКИХ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ ТОПЛИВ

При транспортировании жидкого груза в цистернах при движении транспортного средства в

резервуаре   возникает   дополнительное   нагружение   резервуара   вследствие   перемещения   центра
тяжести жидкости, что приводит к динамическим нагрузкам (рисунок 3.100).

Динамические  нагрузки  подсчитывают  для  трех  случаев  движения  транспортного  средства:

торможения, центробежных сил на поворотах и на нагрузку, передаваемой колесами при движении
по плохим дорогам.
Динамическая   нагрузка   Р

д

  при   торможении   складывается   из   динамического   давления

массы   жидкости   Р   в   резервуаре   и   гидростатического   давления   жидкости   в   резервуаре   Р

г

:

Р

М

= Р  + Р ;

Р =0,05LG,

где L - длина отсеков (автопоезда), м;

G - масса жидкости в отсеках резервуара, кг, равная эксплуатационному объему резервуара У

э

умноженному на плотность перевозимой жидкости (t:

где G

a

, - полная масса автомобиля (автопоезда), кг, равная отношению G

as

 к g; G - полный вес 

автомобиля;

ав

g - ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с

2

.

Подставляя   отношение  G

aB

  к  g,  и   учитывая   размерность   скорости  V

a

  не   в   м/с,   а   в   км/ч,

центробежная сила будет определяться:

Центробежные силы Р

ц

 тем больше, чем больше скорость V

a

 движения транспортного средства

и чем меньше радиус поворота R, а именно:

Особенно опасны повороты при частичном заполнении резервуара автоцистерны (рисунок 3.100).

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

Несмотря на то, что центробежная сила при неполном заполнении резервуара меньше, чем при

полном  его  заполнении,  смещение  центра  тяжести при повороте  может привести к  перегрузке
подвески и вследствие этого к потере устойчивости транспортного средства и к его поперечному
опрокидыванию.

Опрокидывание автоцистерны или полуприцепа цистерны произойдет, когда опрокидывающий

момент центробежной силы на плече "Н" будет равным или больше восстанавливающего момента
от полной массы автоцистерны на плече В/2, где В -ширина колеи автоцистерны. Из этого условия
определяется   предельная   (критическая)   скорость   движения   автоцистерны   V   на   повороте   по
условию опрокидывания (без учета крена автоцистерны), км/ч:

При движении автоцистерны на повороте центр тяжести "С" жидкого груза сместится (рисунок

4) и восстанавливающий момент будет меньше, поскольку сила Gae действует на меньшем плече
"X",   а   опрокидывающий   момент   от   силы   РЦ   возрастет   вследствие   увеличения   расстояния   от
центра тяжести "С", поскольку "HI" больше "Н2".

При   движении   автоцистерны   на   повороте   возможен   се   занос.   Он   возникает   тогда,   когда

центробежная сила РЦ достигает значения, равного силе сцепления О

л

-<р, кгс:

где  <р  -   коэффициент   сцепления   шины   с   дорожным   покрытием,   равный:   для   дорог   с

асфальтовым   покрытием:   0,7-0,8  (cyxoii);  мокрой   -   0,35-0,45;   для   дорог   со   щебеночным
покрытием: 0,6-0,7 (сухое): мокрое - 0,3-0,4; грунтовая дорога: 0,5-0,6 (сухая); 0,2-0,4 (мокрая);
дорога, покрытая уплотненным снегом: 0,2-03; обледенелая -0,1-0,2.

Из   приведенных   данных   определяется   предельная   (критическая)   скорость   движения

автоцистерны на повороте (из условий бокового заноса), км/ч:

Боковой   занос   обычно   наступает   раньше,   чем   опрокидывание.   Учитывая   поперечный   крен

автоцистерны   на   повороте   (на   6-7   град)   предельные   скорости,   рассчитанные   по   выше
приведенным формулам, необходимо уменьшить на 10- 15%, то есть:

Динамические нагрузки, возникающие при движении автоцистерн по плохим дорогам, зависят

от   высоты   неровностей   и   скорости   движения.   Поэтому   суммарное   вертикальное   усилие   надо
принимать равным (l,5-2,0)g.

Предельный   угол   поперечного   опрокидывания   автоцистерн   для   прямоугольной   формы

поперечного сечения резервуара q>  = 33°30'; для круглой формы он составляет
29°30'.

31

3.6. Эксплуатация АЗС в осенне-зимних и весенне-летних условиях

7 3

По существующим нормам транспортное средство не должно терять боковой устойчивости,

если   оно   движется   с   таким   углом,   при   котором   высота   линии   подъема   одной   стороны   колес
относительно   движения   другой   будет

удовлетворять условию:

Для   обеспечения   устойчивости

движения   автоцистерны   необходимо,

чтобы   удерживающий   момент   М

уд

  был

больше   М

опр

,  которые   определяются   по

формулам:

Запас устойчивости движения автоцистерны с жидким грузом должен удовлетворять

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

принять меры, предотвращающие затопление территории АЗС и подъездных дорог, а именно

очистка   лотков,   ливневых   колодцев,   водосбросных   систем,   очистных   сооружений,
производственно- ливневой канализации;

принять меры по предупреждению всплытия, либо деформации заглубленных резервуаров, а

именно:

-

заполнить и поддерживать на максимальном уровне заполнения резервуары.

-

в случае недостаточного количества нефтепродукта допускается залив резервуара водой при

условии обязательного его вывода из эксплуатации.

4  

обеспечить надежную герметизацию резервуаров, исключающую попадание в них воды и

утечку нефтепродуктов;

4    

снять утеплители колодцев водопроводной сети и пожарных гидрантов;

4  

отключить   подогрев   масел   при   установившихся   плюсовых   температурах   окружающего

воздуха;

4  

провести   техническое   обслуживание   огневых   предохранителей   и   дыхательных   клапанов

резервуаров;

4   

установить огнетушители в места их летнего нахождения;

произвести, при необходимости, окраску оборудования АЗС, а также зданий и сооружений.

Эксплуатация автоцистерн и ПАЗС (АТЗ) в осенне-зимний и весенне-летний периоды имеет

свои особенности. Поэтому их следует подготавливать к эксплуатации в определенные периоды
времени   года   при   сезонном   техническом   обслуживании.   Сезонное   техническое   обслуживание
автоцистерн   и   ПАЗС   (АТЗ)   включает   в   себя   выполнение   работ   по   очередному   плановому
техническому обслуживанию. Дополнительно на шасси автомобиля производят работы сезонного
обслуживания,   обусловленные   особенностями   предстоящего   периода   эксплуатации,   которое
выполняется   в   соответствии   с   Положением   по   техническому   обслуживанию   и   ремонту
подвижного состава автомобильного транспорта.

По   специальному   технологическому   оборудованию   необходимо   выполнить   следующее:

проверить исправность  топливоналивных устройств,  волнорезы,  поплавковый указатель уровня
топлива, водоотделитель, ограничитель наполнения цистерны; проверить состояние внутренней
поверхности   цистерны   и   трубопроводы   приемо-раздаточной   арматуры;   проверить   состояние   и
крепление ящиков для рукавов, кабины управления, дверок и облицовки, вмятины выправить и
трещины   заварить,   строго   соблюдая   при   этом   меры   безопасности;   снять,   промыть   отстойник
цистерны и проверить исправность крана слива отстоя топлива; проверить состояние топливного
фильтра,  промыть  корпус  отстойника,  фильтрующие   чехлы и при  необходимости  заменить  их;
проверить   состояние   и   исправность   рукавов,   рукава   с   разбухшей   внутренней   поверхностью,
наличием коррозии на проволоке внутри рукавов, наличием проколов и изломом - заменить, рукава
с потертостями наружных поверхностей следует отремонтировать путем накладки брезентовых
манжет; проверить весовой заряд углекислотных огнетушителей, при необходимости зарядить их;
у щелочных огнетушителей заменить заряд, согласно предстоящему периоду эксплуатации.

По передвижным ПАЗС (АТЗ) дополнительно выполняются все операции, предусмотренные

при подготовке к предстоящему сезону эксплуатации двигателя, состояние и крепление двигателя
и жалюзи радиатора.

3.7. Техническое обслуживание оборудования стационарных и передвижных АЗС

3.7. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СТАЦИОНАРНЫХ

И ПЕРЕДВИЖНЫХ АЗС

Техническое обслуживание (ТО) оборудования АЗС представляет собой совокупность работ

определенного назначения, каждая из которых, в свою очередь, состоит из операций, выполняемых
в   определенной   технологической   последовательности,   составляющей   в   целом   технологический
процесс.

Операция   -   это   комплекс   последовательных   действий   по   обслуживанию   технологического

оборудования   резервуаров,   колонок,   агрегатов   или   группы   агрегатов   технологического
оборудования   стационарных   и   передвижных   АЗС,   автомобильных   цистерн,   полуприцепов   и
прицепов-цистерн для доставки нефтепродуктов на АЗС.

Таким   образом,   под   технологическим   процессом   ТО   оборудования   АЗС   понимается

определенная   последовательность   выполнения   работ   и   операций,   имеющих   своей   целью
поддержание работоспособности оборудования при его эксплуатации.

Основной   задачей   технологического   процесса   ТО   является   высокое   качество   выполняемых

работ при наименьшей затрате рабочего времени, т.е. при наибольшей производительности труда
рабочего.

Знание и количественная характеристика закономерностей изменения параметров технического

состояния   технологического   оборудования   АЗС   в   целом   позволяет   управлять   его
работоспособностью   и  техническим   состоянием   в   процессе   эксплуатации,   т.е.   поддерживать   и
восстанавливать его работоспособность.

Перечень и периодичность основных эксплуатационных операций на АЗС приведены в главах

5, 8.

Как уже отмечалось ранее, эти работы подразделяются на две большие группы: техническое

обслуживание и ремонт (рассматривается в главе 8).

Техническое  обслуживание   оборудования  АЗС  состоит из  большого  числа  технологических

операций,   которые   по   своему   назначению,   характеру,   условиям   выполнения,   применяемому
оборудованию,   инструменту   и   квалификации   обслуживающего   состава   объединяются   в
определенные группы работ по выполнению:

-

ежедневного обслуживания ЕО;

-

технического обслуживания ТО-1;

-

технического обслуживания ТО-2;

-

сезонного обслуживания СО.

Независимо от  вида   ТО,   за   исключением  ЕО,  оно  содержит  следующие   основные  работы:

уборочно-моечные   и   обтирочные   (внешний   уход),   контрольно-диагностические,   контрольно-
крепежные, регулировочные, электротехнические, очистительно-смазочные, заправочные.

В   комплекс   ТО   также   входят   контрольно-осмотровые   работы   сооружений   и  объектов   АЗС

перед началом работы, обслуживание в процессе работы, осмотр и обслуживание после работы,
техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и СО.

Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и СО ведется в сроки, предусмотренные в паспортах-

формулярах, руководствах или инструкциях по обслуживанию конкретного вида технологического
оборудования АЗС.

Уборочно-моечные   и   обтирочные   работы   выполняют:   места   установки   колонок,   пультов

управления, систем противопожарной защиты, лабораторное оборудование, устройства заземления
автоцистерн,   рукава   резиновые   напорные,   топливораздаточные   краны,   оборудование
метрологического контроля, оборудование очистных сооружений, молниезащите и других видах
оборудования.

34

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

Контрольно-диагностические   работы   заключаются   в   контроле   состояния   или

работоспособности   агрегатов,   механизмов,   приборов   и   систем   автоматизации   технологических
процессов по внешним признакам (выходным параметрам) без их вскрытия или разборки.

Регулировочные   работы   включают   регулировочные   операции   по   восстановлению

работоспособности   счетных   механизмов,   дыхательных   клапанов   на   резервуарах,   перепускных
клапанов   на   насосах   и  др.   с   помощью   предусмотренных   в   них   регулировочных   устройств,   до
уровня, требуемого правилами (инструкциями) их эксплуатации.

Крепежные  работы  состоят  из   проверки состояния  резьбовых  соединений  деталей  (болтов,

шпилек,   шплинтов,   муфт)   и  крепления   их   (подтяжки),   постановки   крепежных   деталей   взамен
негодных.

Электрические   работы   заключаются   в   проверке   внешнего   состояния   источников

электроэнергии и потребителей электроэнергии (двигателей, приборов, механизмов, сигнализации,
освещения   и   других),   очистки   от   пыли,   грязи   и   следов   окисления   контактных   соединений,
устранения   неисправностей  в   результате   проверки  систем   электрооборудования.   Особо  следует
проверять   устройства   для   отвода   зарядов   статического   электричества   при   сливе   (наливе)
нефтепродуктов из автоцистерн, полуприцепов и прицепов цистерны, ПАЗС.

Таким образом, наличие большого числа токоприемников, электропроводок и эксплуатация их

в   среде   легковоспламеняющихся   и   взрывоопасных   веществ   требует   внимательного   и
ответственного   отношения   к   выполнению,   эксплуатации   и   технического   обслуживания
заземляющих устройств на АЗС. Заземлению подлежат следующие элементы:

♦•корпуса электрических машин, трансформаторов, аппаратов, светильников и т.п.;

приводы электрических аппаратов;

вторичные обмотки измерительных трансформаторов; ♦каркасы распределительных щитов, 

щитков, шкафов;

♦металлические   конструкции   подстанций,   металлические   каркасы   кабельных   муфт,

металлические обмотки кабелей, проводов, стальные трубы электропроводки;

♦ объекты   и   цепи   статических   электрических   зарядов   (резервуары   для   нефтепродуктов,

заправочные и сливные рукава, трубопроводы и другое оборудование).

В   таблицах   3.27   -   3.32.приведены   основные   параметры   заземляющих   устройств   и   нормы

кратности воздухообмена в помещениях АЗС (АЗК).

Таблица 3.27

Минимальные размеры заземлителей и заземляющих проводок

Материал

В зданиях

В наружных

В земле

условиях

Круглый проводник, диаметр, мм

5

6

6

Прямоугольный проводник,

Сечение, мм

2

24

48

48

Толщина, мм

4

4

4

Угловая сталь, толщина полок, мм

2

2,5

4

Стальные трубы, толщина стенок, мм

2,5

2,5

3,5

Осмотр   заземляющих   устройств   должен   проводиться   не   реже   одного   раза   в   год,   в   старых

помещениях - не реже одного раза в 3 месяца., а измерение сопротивления заземляющих устройств
- не реже одного раза в год и поле каждого ремонта оборудования.

35

3.7. Техническое обслуживание оборудования стационарных и передвижных АЗС

Использование голых алюминиевых проводов в земле в качестве заземлителей и заземляющих

проводов   запрещается.   Запрещается   последовательно   включать   в   заземляющий   проводник
несколько   заземляющих   частей.   Каждый   заземляющий   элемент   должен   быть   присоединен   к
заземлителю или заземляющей магистрали отдельным ответвлением.

Таблица 3.28

Проводники

Медные

Алюминиевые

Голые проводники при открытой прокладке

4

4

Изолированные провода

1.5

2,5

Заземляющие тылы кабелей при многожильных 

проводах   в   общей   защитной   оболочке с фазными 
жилами

1

1,5

Минимальные сечения медных и алюминиевые 
заземляющих проводников для электроустановок до 1000 
В, мм

2

Таблица 3.29

Таблица 3.30

Таблица 3.31

Область применения

Допустимое напряжение, В

Ручные светильники и электрифицированный ручной инструмент в особо 
опасных помещениях

до 12

Стационарные светильники, подвешенные ниже 2,5 м над полом в 
помещениях повышенной и особенно опасных

до 36

В помещениях для сварочных работ

до 70

Осветительные установки, электропроводки и т.д.

до 250

Помещения

Наименьшая освещенность, лк

при люминесцентных лампах

при лампах

накаливания

Торгового зала

200

100

Машиносчетные и кассовые посты

300

150

Ремонтные посты (мастерские)

150

50

Санузлы

75

30

Напряжение

Сопротивление, Ом, не более

электроустановок.

заземляющего

искусственного

всех повторных

В

устройства

заземления

заземлителей

660/380

2

15

5

380/220

4

30

10

220/127

8

60

20

Нормативные сопротивления заземляющих устройств

Нормы освещенности помещений

Нормативные значения допустимых напряжений (вольты)

36

Глава 3. Техническая экстуатация АЗС и их технологического оборудования

Такое подразделение основных работ технического обслуживания и содержание в исправности

и   безопасности   оборудования   обуславливает,   во-первых,   использование   обслуживающего
персонала АЗС соответствующей специальности и квалификации при выполнении каждого вида
работ и, во-вторых, применению специального оборудования, инструмента и приборов на месте
функционирования объектов АЗС.

Независимо от вида ТО первоочередными операциями являются уборочно-моечные работы,

одной из основных задач которых является подготовка оборудования к следующим видам ТО и
придания АЗС надлежащего вида.

Техническое   обслуживание   резервуаров,  включающее   выполнение   ремонтных   работ   (см.

главу   8)   предусматривает   неуклонное   соблюдение   утвержденных   руководящих   документов,
которыми являются:

-

инструкции по проектированию резервуаров для АЗС;

-

правила производства и приемки работ по их установке;

-

правила эксплуатации металлических резервуаров для нефтепродуктов и руководство по их

ремонту.

Исключительно важную роль играет своевременное техническое обслуживание резервуаров и

их оборудования, призванное поддерживать их работоспособность при функционировании АЗС.

При техническом обслуживании проводится ревизия технического состояния резервуаров и их

оборудования,   контролируется   качество   выполненных   ремонтных   работ,   анализируют   причины
коррозии   и   износа   элементов   конструкции   при   эксплуатации,   составляется   техническая
документация   и   разрабатываются   рекомендации   по   повышению   надежности   и   долговечности
эксплуатации резервуаров и их оборудования.

Опыт эксплуатации резервуаров и их оборудования на АЗС (комплексах), ПАЗС и автоцистерн

показывает,   что   характерными   нарушениями   режима   эксплуатации,   приводящим   к   серьезным
повреждениям,   являются   превышение   допустимого   объема   заполнения   резервуаров   и
установлению в нем избыточного давления не более 0,07 МПа и вакуума в газовом пространстве -
0,01   МПа,   проникновение   воздуха   в   газовое   пространство   резервуара,   которое   должно   быть
заполнено парами хранимых нефтепродуктов.

Во   избежание   аварийных   ситуаций   следует   при   ежесменном   (ежедневном)   техническом

обслуживании   резервуаров   и   трубопроводов   проверять   герметичность   люков   резервуара,
состояние трубопроводов, фланцевых, резьбовых соединений, сварных (муфтовых) соединений на
трубопроводах, заземление резервуаров,

Таблица 3.32

Помещения

Кратность воздуха, ч

Операторская и комната отдыха

1

Гардероб

9

Склад нефтепродуктов, казематы для резервуаров

5

Помещение (склад) для масел

17

Санузел

6

Душевая

10

Нормы кратности воздухообмена помещений АЗС

37

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..