ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ - часть 13

 

  Главная      Учебники - АЗС, нефть     ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ И ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ - часть 13

 

 

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

выполненного   из   алюминиевого   сплава,   снаружи   которого   размещены   детали   и   механизмы
устройства.

В нижней части корпуса имеется фланец, при помощи которого отсчетное устройство крепится

к измерителю объема. Поводок 15 входит в зацепление с выходным валом измерителя объема и
передает вращение от него на вертикальный вал 13.

Вращение от вала 13 через шестерни 47 и 38 передается на вертикальный вал 36.
На   вертикальном   валу   36   имеется   червячное   колесо   41,   передающее   вращение   на

горизонтальный   вал   -   червяк   11,   кулачок   37   и   экран   54.   Кулачок   37   при   вращении   вала
периодически   поворачивает   толкатель   46,   а   экран   54   периодически   перекрывает   пространство
между магнитом и магнитоуправляемым контактом (КМУ), размещенных на блоке контактов 24.
При перекрытии и открытии указанного пространства происходит срабатывание контактов КМУ,
каждый сигнал которого передается в систему управления колонки и соответствует одному литру
отпущенного топлива.

Поворот толкателя 46 передается через рычаг 44 на горизонтальный вал 27, на одном конце

которого закреплен рычаг 49, а на рычаге собачка 31. Собачка при каждом движении вала 27 и
рычага   49   перемещает   храповик   18,   имеющий   100   зубьев,   на   один   зуб.   Вторая   собачка,
закрепленная на корпусе, удерживает храповик от обратного поворота во время обратного хода
первой собачки. Храповик 18 соединен штифтом с валом 8 и вращается вместе с ним. На обеих
концах   вала   8   закреплены   стрелки,   которые   с   циферблатом   1   и   17   показывают   количество
отпущенного топлива. Защелка 35 служит упором при возвращении стрелки в исходное нулевое
положение.

Вал - червяк 11, получающий вращение от пары шестерен 47 и 38 своим концом входит в

зацепление   с   червяком   суммарного   счетчика   22,   который   регистрирует   нарастающий   итог
количества отпущенного топлива. Доступ к этому счетчику закрыт. Места возможного доступа
опломбированы.

3.2. Общая характеристика эксплуатации сооружений АЗС и их технологического оборудования

Индикатор (рисунок 3.25). Устанавливается на выходе ТРК перед раздаточным рукавом.
Предназначен для контроля заполнения гидравлической системы топливом и для определения

исправности   газоотделителя   колонки.   При   нормальной   работе   этой   системы   в   индикаторе
отсутствуют пузырьки воздуха  и паров топлива. Появление в индикаторе  пузырьков говорит о
неисправности системы газоотделителя или о негерметичности во всасывающей системе колонки.

Устройство.   Принцип   работы.  Индикатор   состоит   из   корпуса   1   и   стеклянного  стакана   7.

Стакан уплотняется в корпусе кольцом 2 и крепится к корпусу с помощью скобы 6. Под скобой
установлены резиновая прокладка 3 и металлическая прокладка 4, предохраняющие стеклянный
стакан от разрушения.

Корпус   индикатора   надевается  на  трубопровод   и  крепится  к  нему  двумя  винтами Мб* 12,

предохраняющими   его   от   поворота   и   снятия   с   трубопровода.   Для   уплотнения   индикатора   на
трубопроводе в корпус индикатора устанавливаются два уплотнительных кольца 5. На выходном
конце индикатора имеется резьба для присоединения к нему раздаточного рукава.

1

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

Напорные рукова  - гладкие резинотканевые морозоустойчивые..Предназначены для гибкого

подсоединения раздаточного крана к индикатору ТРК. Изготавливается из токопроводящей резины
МБС, либо с впаянной металлической стреньгой. Рукава должны быть иметь электростатическое
заземление.   В   последнее   время   стали   появляться   рукава   из   полимерных   материалов.   Работа
раздаточных   рукавов   осуществляется   в   сложных   условиях.   Часто   происходят   их   перегибы,
скручивания.   Возможны   наезды   на   них   колесами   заправляемых   автомобилей.   Поэтому   на
состояние рукавов при эксплуатации колонок необходимо обращать особое внимание.

Раздаточные   краны

 (таблица   3.20)   являются   неотъемлемой   частью   любой

топливораздаточной   колонки   и   непосредственно   участвуют   в   обеспечении   ее   высоких
метрологических характеристик.

Во всем мире для топливораздаточного оборудования АЗС принята система "полного рукава",

т.е. вся гидросистема колонки должна быть постоянно заполнена топливом, поэтому для удержания
топлива   в   гидравлической   системе   колонки   в   раздаточном   кране   предусматривается
соответствующее устройство (отсечной клапан).

Топливораздаточные краны разделяются по способу управления: с ручным управлением (РУ) и

ручным и автоматическим отключением (АК), и, исходя из физико-химических свойств рабочих
жидкостей   (для   моторных   топлив,   масел   и   специальных   жидкостей).   В   свою   очередь   краны
различного назначения подразделяются на типоразмеры по условному проходному сечению (Ду):
10,   20,   25,   32   и   40   мм.   В   отечественной   и   зарубежной   практике   принято   определенное
соответствие:

Такой   выбор   условных   проходов   для   кранов   обусловлен   оптимальными   гидравлическими

характеристиками   кранов  и  раздаточных  колонок.   Гидравлическая  характеристика   (зависимость
расхода жидкости через кран от рабочего давления перед краном) является основным параметром,
характеризующим   его   потребительские   свойства.   Чем   меньше   гидравлическое   сопротивление
крана, тем меньше давление перед краном, необходимое для обеспечения номинального расхода,
тем   выше   КПД   раздаточного   оборудования.   Среди   раздаточных   кранов   самыми   простыми
являются краны с ручным управлением. Краны состоят из корпуса, соединительного устройства с
рукавом   сливного   патрубка,   рабочего   клапана   с   рычагом   управления   и,   при   необходимости,
отсечного клапана. Для работы с топливораздаточными колонками применяются краны с Ду 20 и
Ду 25. Смесераздаточные краны предназначены для

Таблица 3.20

Условный проход крана, мм

Номинальный расход колонок, л/мин

20

50

25

100

32

160-200

40

свыше 200

Техническая характеристика раздаточных кранов

3.2. Общая характеристика эксплуатации сооружений АЗС и их технологического оборудования

выдачи смеси бензина с маслом для заправки транспортных средств с двухтактными двигателями
(мопеды,   мотоциклы,   мотороллеры,   моторные   лодки   и   др.)   и   представляют   собой   два   крана,
объединенных в одном корпусе и управляемых одним рычагом. Жидкость к ним может подаваться
как по аксиально, так и коаксиально расположенным рукавам. Однако из-за своей сложности и
громоздкости   они   не   получили   большого   распространения,   как   впрочем   и   смесераздаточные
колонки, поскольку автомобильные масла в основном продаются расфасованными в мелкую тару.

По   конструкции   рабочего   клапана   краны   подразделяются   на   краны   с  клапанами,

открывающимися по давлению и против давления;  по конструкции механизма  автоматического
отключения:   краны   с   роликовым   механизмом   расцепления   штоков,   краны   с   шариковым
механизмом   и   подвижной   опорой.   Кроме   того,   краны   могут   иметь   или   отдельный,   или
совмещенный с основным (особенно, открывающиеся по давлению) отсечной клапан. Все краны
имеют вакуумный механизм автоматического отключения, состоящий из мембраны с роликами или
шариками,   эжектирующего   устройства   (как   правило,   совмещенного   с   отсечным   клапаном)   и
системы каналов, связывающих надмембранную полость, эжектирующее устройство и сигнальное
отверстие   на   конце   сливного   патрубка.   Когда   сигнальное   отверстие   не   покрыто   жидкостью,
надмембранная полость связана непосредственно с атмосферой и отсос из нее воздуха постоянно
компенсируется.   Как   только   жидкость   перекрывает   отверстие,   в   надмембранной   полости
понижается   давление   и   мембрана,   сжимая   возвратную   пружину,   втягивается,   увлекая   за   собой
механизм расцепления, и разрывает механическую связь рабочего клапана с рычагом управления,
закрывая при этом клапан.

Недостатком   данных   устройств   автоматического   отключения   является   то,   что   в   топливо

постоянно   подсасывается   воздух,   который   частично   растворяется   в   нем   и   образует   пену   на
поверхности   жидкости,   приводящую   к   ложному   срабатыванию   механизмов   автоматического
отключения. Насыщение воздухом ухудшает метрологические характеристики колонки, а попавшая
в каналы жидкость вытекает их них довольно длительное время, удлиняя процесс заправки.

К   недостаткам   кранов   с   рабочим   клапаном,   открывающимся   по   давлению,   можно   отнести

большое усилие пружины для обеспечения удержания рабочего давления в рабочем состоянии, а
значит и большое усилие на рычаге управления.

Недостатком   кранов   с   клапанами,   открывающимися   против   давления,   является   начальное

большое усилие при открытии крана, которое в некоторых моделях кранов (Ду 20) и, как правило,
во   всех   кранах   больших   условных   проходов   уменьшается   за   счет   применения   разгрузочного
клапана,   снижающего   давление   перед   основным   клапаном.   Управляются   оба   клапана   одним
рычагом.

Самым   уязвимым   местом   раздаточных   кранов,   особенно   отечественных,   является  механизм

автоматического отключения, работа которого зависит от скорости потока жидкости через кран.
Эта   зависимость   ограничивает   пределы   по   расходу   через   кран   по   срабатыванию   механизма.
Обычно нижний предел срабатывания для кранов Ду 20 составляет 20...30 мл/мин, ниже которого -
вакуума, создаваемого эжектирующим устройством, уже не хватает для срабатывания мембранного
механизма. Если же расход через кран больше определенной величины (55...60 л/мин) возможны
ложные срабатывания, препятствующие нормальной работе крана.

С   целью   сокращения   потерь   топлива   при   наливе   в   баки   автомобилей   применяют   краны   с

откачкой вытесняемых из баков паров для последующей их утилизации и различные устройства
для отключения крана при выпадении его из заправляемой

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

емкости.   Ведущие   мировые   фирмы   выпускают   ограниченное   количество   моделей   кранов,
совершенствование   которых   идет   в   основном   за   счет   улучшения   внешнего   вида,   повышения
технологичности   и   надежности.   Конструкция   же   кранов   остается   практически   неизменной.   В
связи с ужесточением экологических требований ведущие фирмы выпускают краны для колонок с
отводом паровоздушной смеси.

В нашей стране выпускаются краны топливораздаточные РКТ-20 (03-7592) и АКТ-20 (03-4382)

производства АО "МОПАЗ" (г. Малоярославец Калужской обл.), предназначенные для заправки
автомобилей импортного и отечественного производства. Кран РКТ-20 - с ручным прекращением
подачи   топлива,   а   АКТ-20   -   с   автоматическим   и   ручным   прекращением   подачи   топлива.
Технические параметры раздаточных кранов показаны в таблице 3.21.

Краны изготавливаются с ниппельным или конусным присоединением к раздаточному рукаву,

с   вращающимся   соединением,   предотвращающим   перекручивание   рукава,   а   также   могут
комплектоваться разрывной или предохранительной муфтами, предотвращающими повреждение
топливораздаточной   колонки   при   движении   автомобиля   с   оставленным   в   бензобаке   краном.
Предусматривается   поставка   кранов   с   покрытием   корпуса   цветами   европейского   стандарта
(красный, зеленый, черный).

В   настоящее   время   АО   "МОПАЗ"   начато   совместное   производство   с   Китаем   раздаточных

кранов А-100М и А-50М, являющихся аналогами ZVA и OPW.

Все   детали   и   узлы   крана   РКТ-20   (рисунок.3.26)   монтируются   в   корпусе.   Во   внутренней

полости   размещены   два   кольца,   служащие   опорами   и   направляющими   штока   в   сборе.   Шток
состоит из стержня, упорного ролика и оси ролика. Под действием

Технические параметры раздаточных кранов производства ОАО "МОПАЗ"

Таблица 3.21

Тип

РКТ-20

АКТ-20

А-100М

А-50М

Марка

03-7592

03-4382

Аналог ZVA

Аналог OPW

Пропускная 
способность, л/мин

50

50

45

45

Рабочее 
давление в 
кране при 
закрытом 
клапане, 
МПа

0,3

0,3

0.18

0.25

Нижний 
предел 
пропускной 
способности 
для 
срабатывания 
автоматически
, л/мин

20

20

9

9

Присоединительн
ые размеры, мм: с
ниппельным 
соединением под 
топливораздаточн
ый рукав с 

25 20

25 20

3.2. Общая характеристика эксплуатации сооружений АЗС и их технологического оборудования

выдачи смеси бензина с маслом для заправки транспортных средств с двухтактными двигателями
(мопеды,   мотоциклы,   мотороллеры,   моторные   лодки   и   др.)   и   представляют   собой   два   крана,
объединенных в одном корпусе и управляемых одним рычагом. Жидкость к ним может подаваться
как по аксиально, так и коаксиально расположенным рукавам. Однако из-за своей сложности и
громоздкости   они   не   получили   большого   распространения,   как   впрочем   и   смесераздаточные
колонки, поскольку автомобильные масла в основном продаются расфасованными в мелкую тару.

По   конструкции   рабочего   клапана   краны   подразделяются   на   краны   с   клапанами,

открывающимися по давлению и против давления; по конструкции механизма автоматического
отключения:   краны   с   роликовым   механизмом   расцепления   штоков,   краны   с   шариковым
механизмом   и   подвижной   опорой.   Кроме   того,   краны   могут   иметь   или   отдельный,   или
совмещенный с основным (особенно, открывающиеся по давлению) отсечной клапан. Все краны
имеют вакуумный механизм автоматического отключения, состоящий из мембраны с роликами или
шариками,   эжектирующего   устройства   (как   правило,   совмещенного   с   отсечным   клапаном)   и
системы каналов, связывающих надмембранную полость, эжектирующее устройство и сигнальное
отверстие   на   конце   сливного   патрубка.   Когда   сигнальное   отверстие   не   покрыто   жидкостью,
надмембранная полость связана непосредственно с атмосферой и отсос из нее воздуха постоянно
компенсируется.   Как   только   жидкость   перекрывает   отверстие,   в   надмембранной   полости
понижается  давление   и  мембрана,   сжимая  возвратную   пружину,  втягивается,   увлекая   за   собой
механизм расцепления, и разрывает механическую связь рабочего клапана с рычагом управления,
закрывая при этом клапан.

Недостатком   данных   устройств   автоматического   отключения   является   то,   что   в   топливо

постоянно   подсасывается   воздух,   который   частично   растворяется   в   нем   и   образует   пену   на
поверхности   жидкости,   приводящую   к   ложному   срабатыванию   механизмов   автоматического
отключения.   Насыщение   воздухом   ухудшает   метрологические   характеристики   колонки,   а
попавшая   в   каналы   жидкость   вытекает   их   них   довольно   длительное   время,   удлиняя   процесс
заправки.

К   недостаткам   кранов   с   рабочим   клапаном,   открывающимся   по   давлению,   можно   отнести

большое усилие пружины для обеспечения удержания рабочего давления в рабочем состоянии, а
значит и большое усилие на рычаге управления.

Недостатком   кранов   с   клапанами,   открывающимися   против   давления,   является   начальное

большое усилие при открытии крана, которое в некоторых моделях кранов (Ду 20) и, как правило,
во   всех   кранах   больших   условных   проходов   уменьшается   за   счет   применения   разгрузочного
клапана,   снижающего   давление   перед   основным   клапаном.   Управляются   оба   клапана   одним
рычагом.

Самым  уязвимым  местом раздаточных кранов, особенно отечественных, является механизм

автоматического отключения, работа которого зависит от скорости потока жидкости через кран.
Эта   зависимость   ограничивает   пределы   по   расходу   через   кран   по   срабатыванию   механизма.
Обычно нижний предел срабатывания для кранов Ду 20 составляет 20...30 мл/мин, ниже которого -
вакуума, создаваемого эжектирующим устройством, уже не хватает для срабатывания мембранного
механизма. Если же расход через кран больше определенной величины (55...60 л/мин) возможны
ложные срабатывания, препятствующие нормальной работе крана.

С   целью   сокращения   потерь   топлива   при   наливе   в   баки   автомобилей   применяют   краны   с

откачкой вытесняемых из баков паров для последующей их утилизации и различные устройства
для отключения крана при выпадении его из заправляемой

Глава 3. Техническая эксплуатация АЗС и их технологического оборудования

емкости.   Ведущие   мировые   фирмы   выпускают   ограниченное   количество   моделей   кранов,
совершенствование   которых   идет   в   основном   за   счет   улучшения   внешнего   вида,   повышения
технологичности   и   надежности.   Конструкция   же   кранов   остается   практически   неизменной.   В
связи с ужесточением экологических требований ведущие фирмы выпускают краны для колонок с
отводом паровоздушной смеси.

В нашей стране выпускаются краны топливораздаточные РКТ-20 (03-7592) и АКТ-20 (03-4382)

производства АО "МОПАЗ" (г. Малоярославец Калужской обл.), предназначенные для заправки
автомобилей импортного и отечественного производства. Кран РКТ-20 - с ручным прекращением
подачи   топлива,   а   АКТ-20   -   с   автоматическим   и   ручным   прекращением   подачи   топлива.
Технические параметры раздаточных кранов показаны в таблице 3.21.

Краны изготавливаются с ниппельным или конусным присоединением к раздаточному рукаву,

с   вращающимся   соединением,   предотвращающим   перекручивание   рукава,   а   также   могут
комплектоваться разрывной или предохранительной муфтами, предотвращающими повреждение
топливораздаточной   колонки   при   движении   автомобиля   с   оставленным   в   бензобаке   краном.
Предусматривается   поставка   кранов   с   покрытием   корпуса   цветами   европейского   стандарта
(красный, зеленый, черный).

В   настоящее   время   АО   "МОПАЗ"   начато   совместное   производство   с   Китаем   раздаточных

кранов А-100М и А-50М, являющихся аналогами ZVA и OPW.

Все   детали   и   узлы   крана   РКТ-20   (рисунок.3.26)   монтируются   в   корпусе.   Во   внутренней

полости   размещены   два   кольца,   служащие   опорами   и   направляющими   штока   в   сборе.   Шток
состоит из стержня, упорного ролика и оси ролика. Под действием

Технические параметры раздаточных кранов производства ОАО "МОПАЗ"

Таблица 3.21

Тип

РКТ-20

AKT-20

А-100М

А-50М

Марка

03-7592

03-4382

Аналог ZVA

Аналог OPW

Пропускная 
способность, л/мин

50

50

45

45

Рабочее 
давление в 
кране при 
закрытом 
клапане, 
МПа

0,3

0,3

0.18

0.25

Нижний предел пропускной способности

20

20

9

9

для срабатывания автоматически, л/мин

Присоединительные размеры, мм:

с ниппельным соединением под

топливораздаточны
й рукав с 
внутренним
диаметром

25

25

3.2. Общая характеристика эксплуатации сооружений АЗС и их технологического оборудования

оси он прижимает клапан к седлу клапана, которое служит одновременно направляющей клапана. В
свою очередь пружина, вставленная в отверстие стержня, также прижимает клапан к седлу. Седло
клапана   уплотняется   резиновым   кольцом.   В   продольный   паз   стержня   штока   входит   рычаг.   С
корпусом   он   соединен   двумя   полуосями   и   уплотнен   кольцом.   Кольцо   закреплено   в   отверстии
корпуса   шайбой и  стопорным  кольцом.   Скоба  служит  для предохранения  рычага  от   случайных
механических   воздействий   и   фиксации   его   в   рабочем   положении   на   упоре   защелкой.   Скоба
крепится к корпусу винтами с гайкой.

Труба,   ввернутая   в   корпус,   служит   для   подачи   топлива   непосредственно   в   заправляемую

емкость.   На   трубе   отфрезерованы   зацепы,   служащие   для   лучшей   фиксации   трубы   крана   на
горловине   заправляемой   емкости.   Соединение   крана   с   раздаточным   рукавом   осуществляется
посредством специальной гайки-конус, либо ниппельным соединением "ерш".

Устройство крана АКТ-20 с автоматическим и ручным прекращением подачи топлива показано

на рисунке 3.27. Работа автоматики раздаточного крана разобрана далее  на примере крана  ZVA
Slimline.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..