Удобство управления автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

 

Удобство управления автомобиля ЗИЛ-130

Легкость управления автомобилем в комплексе оценивается удобством управления рулевым колесом, пользования рычагами и педалями управления и по усилиям, потребным для этого, а
также пользования вспомогательными устройствами и механизмами.

Легкость рулевого управления характеризуется усилием, прилагаемым водителем к рулевому колесу для поворота управляемых колес.

При испытаниях автомобиля ЗИЛ-130 усилие на рулевом колесе замеряли при движении по дороге с пороговыми препятствиями и при движении по криволинейной траектории, представляющей собой «восьмерку» и ограниченной воротами шириной 3,5 м (рис. 156 и рис. 157). Испытания проводились при скорости

движения 20 км/ч. Окончательный результат принимался как средний максимальных значений усилия, полученных в пяти заездах. Кроме того, замеряли усилие на рулевом колесе при повороте управляемых колес автомобиля на месте при работающем гидроусилителе (при холостом ходе двигателя). При этом фиксировалось максимальное усилие, необходимое для поворота колес вправо и влево. По полученным средним усилиям на рулевом колесе были определены максимальные крутящие моменты (табл. 116).

Из табл. 116 следует, что по легкости управления автомобиль ЗИЛ-130 значительно превосходит зарубежные автомобили.

Характерно, что водители, впервые садившиеся за руль автомобиля ЗИЛ-130, проявляли неуверенность при работе с новым рулевым управлением из-за отсутствия ощущения толчков от дороги. Но уже после небольшого периода работы (1—5 дней) привыкали к особенностям работы с гидроусилителем и оценивали его преимущества, особенно при маневрировании и движении по узким дорогам с мягким покрытием.

 

 

Рис. 156. Схема расстановки пороговых препятствий при испытаниях на легкость рулевого управления
Рис. 157. Схема движения автомобиля по криволинейной траектории — восьмерке

 

 

 

116. Максимальные крутящие моменты на рулевом колесе в кгс-см

 

Условия движения автомобиля

ЗИЛ-130

Форд

F750

Додж

D600

По дороге с пороговыми препятствиями при

 

 

 

наезде:

 

 

 

правыми колесами -

57

66,5

114

левыми колесами   - . .

66,5

85,5

161,5

По криволинейной дороге (восьмерке)

133

361

332,5

Поворот управляемых колес на месте

209*

1003**

1080**

* При максимальном угле поворота управляемых колес. * * В конце второго оборота рулевого колеса.

 

 

 

117. Зависимость углов поворота управляемых колес автомобиля от числа оборотов рулевого колеса

Параметры

ЗИЛ-130

Форд

F750

Додж

D600

Максимальный угол поворота управляемых колес при повороте:

левого колеса . -

37°00'

41°00'

35°00'

правого колеса      

35и20'

38°30'

29°30'

Число оборотов рулевого колеса, соответ­ствующее максимальному углу поворота управ­ляемых колес при повороте: влево              

2,25

3,41

2,53

вправо

2,20

3,44

2,68

 

 

 

 

 

Предельные углы поворота колес автомобиля в обе стороны и число оборотов рулевого колеса, требующееся для поворота управляемых колес из одного крайнего положения в другое, также характеризуют степень легкости управления автомобилем (табл. 117).

 

 

Таким образом, одному обороту рулевого колеса автомобиля ЗИЛ-130 влево и вправо соответствуют 16° поворота управляемых колес; на зарубежных грузовых автомобилях этот угол равен только 11—14°.

В ходе испытаний опытных образцов автомобилей ЗИЛ-130 учитывались замечания водителей по удобству расположения органов управления и пользования ими.

На первых образцах автомобилей ЗИЛ-130 схема перемещения рычага переключения передач соответствовала рис. 158, а. Рычаг имел большой ход верхней головки. Переключение передач было неудобным: плохо ощущались моменты включения передачи и преодоления сопротивления фиксатора первой передачи и заднего хода; иногда случайно включался задний ход вместо

второй передачи и, наоборот, особенно при ослаблении пружины фиксатора. Для устранения указанных недостатков была изменена схема перемещения рычага (рис. 158, б) и изменено соотношение его плеч; вследствие этого максимальное перемещение рычага при включении первой передачи и заднего хода уменьшились.

Кроме того, в ходе испытаний были изменены форма и положение рычага ручного тормоза, форма педали сцепления, а также расположение ряда тумблеров и приборов на передней панели кабины.

 

 

Благодаря введению сихроннзаторов значительно упростился процесс переключения передач при езде в городских условиях.

 

 

 

 

Рис. 158. Схема перемещения рычага переключения передач автомобилей ЗИЛ-130

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  ..