Эксплуатация выпускавшихся ранее заводом грузовых автомобилей показала,
что расход масла двигателями ЗИЛ-120 на автомобилях ЗИЛ-164 при
умеренном пробеге составлял 1,5— 2,5% расхода топлива и резко возрастал
с увеличением пробега, достигая 3—3,5% при пробеге 50—60 тыс. км.
Опытные образцы автомобилей ЗИЛ-130 с первыми V-образными двигателями
имели расходы масла несколько меньшие, чем автомобили ЗИЛ-164, но
достаточно высокие для двигателя такого типа.
Расход масла двигателями ЗИЛ-130 существенно понизился после введения
стальных хромированных маслосъемных колец. Это подтверждается
результатами испытаний автомобилей ЗИЛ-130 серийного производства в
различных дорожных условиях при пробеге 50 тыс. км. Ниже приведены
расходы масла двигателем ЗИЛ-130 на 100 км во время этих испытаний (в
л):
Скоростная дорога автополигона:
Масса груза 6 т и прицеп общей массой 6 т, va — 64 -н
Расход масла в % расхода топлива . . ..................0,37—0,43
Таким образом угар масла в двигателях в период испытаний при пробеге
автомобилями 50 тыс. км составил 0,170—0,200 л на 100 км. Эти данные
соответствуют расходам масла лучшими зарубежными двигателями. Средний
суммарный расход масла двигателями ЗИЛ-130 составляет менее 1% расхода
топлива и остается стабильным при длительном пробеге (до 100— 120 тыс.
км). Только после пробега 250 тыс. км он достигает 2—2,5% расхода
топлива.
Автомобиль-тягач ЗИЛ-130 за пробег 160 тыс. км в сравнении с автомобилем
ЗИЛ-164 дает более 1000 л экономии масла, применяемого для смазки
двигателя. Все сказанное выше позволило заводу выйти с предложениями о
снижении государственной нормы расхода на масло для двигателей ЗИЛ-130.
Плавность хода автомобиля ЗИЛ-130
Плавность хода автомобиля ЗИЛ-130 определяли при пробеговых испытаниях
по средним скоростям движения по дорогам с булыжным покрытием и
грунтовым дорогам. Скорости движения ограничивались фактическими
ускорениями и динамическими нагрузками, которые испытывают водитель и
пассажиры в кабине, а также которым могут подвергаться грузы,
перевозимые на платформе. Запись ускорений производилась с помощью
акселерографов, помещенных на сиденьях водителя и пассажира, а также в
нескольких местах платформы. Результаты испытаний приведены в табл. 115.
115. Средние скорости движения, ограничиваемые плавностью хода, в км/ч
Автомобиль
Булыжное
шоссе
Г рунтовая дорога
ЗИЛ-130 без
прицепа
43
—45
31—32
ЗИЛ-164 без прицепа
33
-36
26—28
ЗИЛ-130 с прицепом
. .
37
27,5
ЗИЛ-164Р с
прицепом
32
24
Интернейшнл JR-185
без прицепа
.
36-
-37
25—27
Додж С-ЗТА-8 без
прицепа
38
-40
23—25
Подвеска автомобиля ЗИЛ-130, выполненная на
удлиненных и более мягких по сравнению с автомобилем ЗИЛ-164 рессорах, в
сочетании с амортизаторами передней подвески способствует уменьшению
утомляемости водителя. Постоянные «пробои» подвесок зарубежных грузовых
автомобилей создают значительные колебания в продольной плоскости,
приводящие к быстрой утомляемости водителей, выскакиванию груза из
платформы и снижению скорости этих автомобилей по сравнению со скоростью
автомобиля ЗИЛ-130.