Обслуживание механизмов вспомогательного
(моторного) тормоза автомобиля ЗИЛ-133
Заключается в проверке надежности крепления корпуса заслонки к патрубкам
системы выпуска газов двигателя, рычага заслонки — к пневматическому
цилиндру, а также в проверке легкости вращения вала заслонки в корпусе
механизма. Вал с заслонкой в корпусе должен вращаться свободно, без
заеданий. В противном случае нужно снять механизм, очистить его от
нагара и грязи, промыть, продуть сжатым воздухом и установить на место.
Общие указания по обслуживанию пневматического
тормозного привода автомобиля ЗИЛ-133
Надежность работы пневматического привода тормозов автомобиля
обеспечивается правильным использованием и уходом за его приборами.
При обслуживании пневматического привода автомобиля прежде всего
необходимо следить за герметичностью системы в целом и ее отдельных
элементов. Особое внимание следует обращать на герметичность соединений
трубопроводов и гибких шлангов, так как в этих местах чаще всего
возникают утечки воздуха. Места сильной утечки воздуха определяются на
слух, а слабой — с помощью мыльной эмульсии. Утечки воздуха из
соединений трубопроводов устраняются их подтяжкой или заменой отдельных
элементов соединений.
Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в
пневмоприводе, выключенных потребителях сжатого воздуха и неработающем
компрессоре. Падение давления воздуха в воздушных баллонах не должно
превышать 0,15 кгс/см2 за 15 мин при свободном положении органов
управления тормозного привода (педали и рукоятки тормозных кранов,
кнопок кранов аварийного растормаживания и привода вспомогательного
тормоза) и 0,3 кгс/см2 после включения органов управления (тормозного
двухсекционного и ручного кранов).
Для обеспечения нормальной работы пневматического привода не-
обходимо постоянно сливать конденсат из воздушных баллонов с помощью
кранов слива конденсата. Скопление большого количества конденсата в
баллонах не допускается, так как это может привести к попаданию
конденсата в пневматические приборы тормозного привода и к выходу
последнего из строя.
Интенсивность накопления конденсата зависит от технического состояния
компрессора и влажности окружающего воздуха. При высокой влажности
окружающего воздуха необходимо сливать конденсат ежедневно. Наличие
большого количества масла в конденсате указывает на неисправность
компрессора. Зимой прн безгаражной стоянке автомобилей нужно особенно
тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во
избежание замерзания конденсата в приборах и трубопроводах. В случае
замерзания конденсата запрещается отогревать приборы, трубопроводы и
воздушные баллоны открытым пламенем. Для этой цели следует пользоваться
горячей водой.
Рекомендуется после полного слива конденсата из воздушных баллонов вновь
накачать систему воздухом до срабатывания регулятора давления и только
после этого остановить двигатель.
Приборы пневматического тормозного привода (кроме описанных ниже) не
нуждаются в специальном обслуживании и регулировке. Следует периодически
очищать приборы от внешней грязи и проверять их герметичность, постоянно
следить за состоянием наружных резиновых деталей (чехлов, уплотнителей и
т.п.). В случае неисправности разборка этих приборов и устранение
дефектов могут проводиться только квалифицированными специалистами в
условиях мастерских.