Техобслуживание и ремонт топливной системы автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Техобслуживание и ремонт топливной системы автомобиля ЗИЛ-133



Правильное и регулярное техническое обслуживание — необходимое условие безотказной работы топливной аппаратуры. Оно должно проводиться с максимальной тщательностью и аккуратностью.

После отсоединения топливопроводов штуцера форсунок, топливных насосов, фильтров и отверстия топливопроводов должны быть защищены от попадания грязи пробками, колпачками, заглушками или чистой изоляционной лентой. Все детали и узлы перед сборкой необходимо тщательно очищать и промывать.

Для промывки фильтра грубой очистки топлива его нужно перебрать в следующей последовательности: слить топливо из фильтра, отвернув сливную пробку 8 (см. рис. 3.18);

отвернуть болты крепления колпака к корпусу 1 и снять колпак 6;

вывернуть фильтрующий элемент 5 из корпуса. Промыть сетку фильтрующего элемента и внутреннюю полость колпака и продуть сжатым воздухом;

надеть на фильтрующий элемент уплотнительную шайбу 4, распределитель 3 и завернуть элемент в корпус;

установить колпак фильтра и закрепить его, подтянуть сливную пробку.

Убедиться в отсутствии подсоса воздуха через фильтр при работе двигателя. Подсос устраняют подтягиванием болтов крепления колпака к корпусу.

Для смены фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива нужно:

отвернуть сливные пробки 1 (см. рис. 3.19) и слить топливо из фильтра в подставленную емкость, после чего пробки завернуть;

отвернув болты 5, снять колпаки 2 и удалить загрязненные фильтрующие элементы 3;

промыть колпаки чистым дизельным топливом;

поставить в каждый колпак новый фильтрующий элемент;

поставив болты с шайбами и при необходимости новые прокладки колпаков, установить колпаки с элементами на место и затянуть болты;

пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра. При подтекании топлива подтянуть болты крепления колпаков.

При попадании в топливную систему воздуха мощность двигателя снижается. Это может произойти в случае негерметичности топливной системы.

Для проверки герметичности системы до топливного фильтра тонкой очистки необходимо, вывернув пробку 10 (см. рис. 3.19) на фильтре для сообщения внутренней полости фильтра с атмосферой, подтянуть все соединения до топливного фильтра. Затем нужно отвернуть ручку топливоподкачивающего насоса и прокачать топливную систему до тех пор, пока из топливного фильтра не пойдет чистое топливо без примеси воздуха. После этого завернуть пробку на фильтре.

Если после этой проверки мощность двигателя не повысится, нужно проверить топливную систему от топливного фильтра до топливного насоса

Для этого следует отвернуть пробку на топливном насосе и затянуть все соединения до насоса, после чего прокачать топливоподкачивающим насосом топливную систему до тех нор, пока из отверстия в насосе не пойдет чистое топливо без пузырьков воздуха. После этого завернуть пробку на насосе.

При эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в частичной разборке секции топливного насоса высокого давления. В этом случае насос нужно снять с двигателя. При разборке следует принимать все меры предосторожности для предупреждения попадания пыли и грязи в насос.

Разбирать насосную секцию рекомендуется в следующем порядке: снять верхнюю крышку насоса, вывернуть пробки 55 (см. рис. 3.20) реек, вынуть втулки 52 реек;

снять рычаг 83, пружину 85 с рычагом 79, рычаг 81 реек. Вынуть рейки, отсоединив фиксаторы рейки на крайних секциях в каждом ряду;

отвернуть гайки крепления насосной секции и вынуть секцию из корпуса насоса, предварительно сняв стопорную шайбу штуцера 21 у соседней секции;

установив секцию в специальное приспособление, вывернуть штуцер 21 и с помощью съемника вынуть нагнетательный клапан;

при помощи специального приспособления сжать пружину толкателя и вынуть нижнюю тарелку, затем снять пружину и верхнюю тарелку. Движением вверх вынуть плунжерную пару из корпуса секции, а затем снять поворотную втулку;

вынуть толкатель вместе с пятой из направляющей в корпусе насоса.

Собирают насосную секцию в обратном порядке. При сборке необходимо, чтобы при установке плунжерной пары выступ плунжера, помеченный риской, был обращен в сторону отсечного отверстия втулки. Уплотнительные резиновые кольца должны быть установлены без повреждения и перекручивания. Перед установкой секции заходные фаски и гнездо в корпусе насоса нужно покрыть тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201. После установки секции следует проверить герметичность резиновых уплотнений путем опрессовки топливных каналов насоса сухим воздухом под давлением 0,5—1 кгс/см2 при погружении насоса в дизельное топливо. Выделение пузырьков воздуха в местах уплотнений не допускается. После этого надо проверить плавность хода реек, которые должны перемещаться легко, без заеданий. По окончании сборки отрегулировать насос на стенде.

Установка топливного насоса на двигатель осуществляется следующим образом.

1. Установить коленчатый вал в положение начала подачи топлива в

1-м цилиндре. При этом риска на фланце ведущей полумуфты должна находиться вверху (см. рис. 3.23).

2. Совместив метки на корпусе насоса и корпусе муфты опережения впрыска, установить насос на двигатель и закрепить, затягивая болты в следующей последовательности: передний правый, задний левый, передний левый, задний правый.

3. Не нарушая взаимного положения меток, завернуть верхний болт полумуфты привода, установить фиксатор в верхнее положение, повернуть коленчатый вал и завернуть второй болт.

4. Проверить правильность установки угла опережения впрыска.

После проверки и регулировки угла опережения впрыска пустить двигатель и болтом ограничения минимальной частоты вращения установить частоту вращения холостого хода, равную 600 об/мин.

Форсунки регулируют на специальном приборе КП-1609 или аналогичной конструкции по давлению подъема иглы, равному 1804-5 кгс/см2. Регулировку осуществляют установкой шайб 10 (см. рис. 3.24) под пружину форсунки. Перед регулировкой необходимо отвернуть гайку 2 распылителя 1, предварительно поджав

распылитель к форсунке, и снять распылитель, проставку 3 и штангу

4. При увеличении толщины регулировочных шайб давление подъема иглы повышается, при уменьшении — понижается. С изменением толщины шайб на 0,05 мм давление начала подъема иглы изменяется на 3—3,5 кгс/см2. Качество работы форсунки считается удовлетворительным, если топливо распыливается до туманообразного состояния и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи и по каждому отверстию распылителя. Начало и конец впрыска должны быть четкими. Впрыск у новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в употреблении форсунок при проверке их на стенде не служит браковочным признаком.

В случае закоксовывания одного или нескольких отверстий следует разобрать форсунку, а ее детали почистить и промыть. При подтекании или заедании иглы распылитель и иглу нужно заменить, так как корпус распылителя и игла составляют прецезионную пару.

Распылитель снаружи следует очищать с помощью деревянного бруска, пропитанного маслом для двигателя, а внутренние полости промывать. Выходные отверстия распылителя прочищают стальной проволокой диаметром 0,25 мм. Для чистки распылителя нельзя применять острые и твердые предметы или шлифовальную шкурку. Перед сборкой распылитель и иглу необходимо тщательно промыть и смазать профильтрованным дизельным топливом. После этого игла, выдвинутая из корпуса распылителя на 1/2 длины направляющей поверхности, при наклоне распылителя под углом 45° должна полностью опуститься под действием собственного веса.

Сборку форсунки нужно вести с учетом следующей особенности: при затяжке гайки распылителя необходимо предварительно поджать распылитель с упором в конусный торец до полного сжатия пружины. Затянуть гайку моментом 7—8 кгс • м.

Проверить давление начала подъема иглы. При необходимости отрегулировать указанное давление с помощью регулировочных шайб. После длительной работы форсунки на двигателе допускается снижение давления начала подъема иглы до 170 кгс/см2.

Регулировка топливного насоса высокого давления в случае необходимости должна выполняться в мастерской, оборудованной специальным стендом. Перед началом регулировки полость насоса следует заполнить маслом до уровня сливного отверстия в крышке регулятора. Регулировать насос рекомендуется с комплектом проверенных форсунок. Отверстия перепускного клапана закрыть пробкой М14  X 1,5.

При проверке топливного насоса высокого давления контролируются начало подачи топлива секциями насоса, величина и равномерность подачи топлива.

Начало подачи топлива секциями насоса определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Восьмая (схема нумерации секций показана на рис. 3.42) секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо на 42°30' + 30' до оси симметрии профиля кулачка. В момент начала подачи топлива 8-й секцией метки на корпусе насоса и муфте должны совпадать.

Для определения оси симметрии профиля кулачка необходимо зафиксировать на лимбе стенда момент начала движения топлива в моментоскопе (рис. 3.44) при повороте кулачкового вала по часовой стрелке. Затем повернуть вал по часовой стрелке на 90° и зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точками и определяет ось симметрии профиля кулачка.

 

Если угол, при котором начинается подача топлива 8-й секцией, условно принять за 0°, то остальные секции

должны начать подачу топлива в следующем порядке (в градусах поворота кулачкового вала):

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.44. Моментоскоп: стеклянная трубка; 2 - переходная трубка; трубка от топливопровода высокого давления; 4 - шайба; 5 накидная гайка

 

 

 

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно 8-й должна быть не более 20'.

Регулируют начало подачи топлива путем установки под плунжер пяты 5 (см. рис. 3.20) толкателя определенной толщины. Изменение толщины пяты на 0,05 мм соответствует 12' угла поворота кулачкового вала. При установке пяты большей толщины топливо начинает подаваться раньше.

Регулировку величины и равномерности подачи топлива проводят на стенде с комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной (618 ± 2) мм. Объем внутренней полости каждого топливопровода высокого давления должен быть 1,8—2,0 см3, что определяется их заполнением топливом.

 

Последовательность проверки и регулировки следующая.

1. Проверить герметичность наг нетательных клапанов. При положении реек, соответствующем выключенной подаче, нагнетательные клапаны в течение 2 мин не должны пропускать топливо под давлением 1,7—2,0 кгс/см2. В случае течи нагнетательный клапан заменить. Давление открытия нагнетательных клапанов 9—11 кгс/см2.

2. Проверить давление топлива в магистрали на входе в насос высокого давления. Давление должно быть в пределах 0,5— 1,0 кгс/см2 при 1300 об/мин кулачкового вала. Если давление будет больше или меньше, нужно вывернуть пробку перепускного клапана и шайбами отрегулировать давление его открытия.

3. При упоре рычага управления регулятора в болт ограничения максимальной частоты вращения и при (1300+10) обмин кулачкового вала насоса величина средней цикловой подачи должна составлять 75-77,5 мм3

цикл (при неравномерности подачи не более 5%). Величину подачи топлива каждой секцией насоса регулируют путем поворота корпуса 17 секции относительно корпуса насоса в ту или другую сторону, для чего необходимо ослабить гайки крепления фланца секции (при необходимости переставить на 1—2 зуба стопорную шайбу штуцера). При повороте секции влево цикловая подача увеличивается, вправо — уменьшается. После регулировки надежно затянуть гайки крепления секции.

4. При упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения проверить частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую началу выброса реек при уменьшении подачи топлива. Ре-гулятор должен начинать выброс реек при (1350+15) об/мин кулачкового вала.

5. Проверить и при необходимости отрегулировать выключение подачи топлива через форсунки при упоре рычага управления регулятора в болт ограничения минимальной частоты вращения. Подача должна полностью выключаться при 350—400 об/мин; это регулируется болтом ограничения минимальной частоты вращения.

6. Проверить выключение подачи топлива через форсунки при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения и при частоте вращения, равной 1490— 1555 об/мин. Подача топлива при этом не допускается.

7. Убедиться в прекращении подачи топлива при повороте рычага останова до упора в ограничительный болт. В этом случае подача топлива из форсунок всех секций насоса при любой частоте вращения должна полностью прекратиться. Регулировка осуществляется болтом ограничения хода рычага. Запас хода реек в сторону выключения подачи топлива при упоре рычага в болт должен быть не менее 1 мм. После регулировки болт застопорить гайкой.

8. При упоре рычага управления регулятора в болт ограничения максимальной частоты вращения и при 100 об/мин кулачкового вала проверить величину пусковой подачи (195—210 мм8'цикл). Регулировку выполнить болтом пусковой подачи. При ввертывании болта подача топлива уменьшается, при вывертывании — увеличивается.

9. При упоре рычага управления регулятора в болт ограничения минимальной частоты вращения и при 500—550 об/мин кулачкового вала проверить запас хода реек (не менее

1 мм) в сторону выключения подачи топлива, т. е. при полностью сведенных грузах рейка еще может перемещаться в сторону выключения подачи. Запас хода реек регулируют прокладками, устанавливаемыми между державкой грузов (шестерней) 40
(см. рис. 3.20) и внутренним кольцом шарикоподшипника, установленного в крышке 36. При уменьшении числа прокладок запас хода реек увеличивается, при увеличении — уменьшается.

При полной или частичной разборке регулятора, замене ступицы грузов или связанных с ней деталей перед проведением работ согласно п. 3 -8 необходимо установить высоту головки регулировочного болта 77 от плоскости корпуса насоса, равную (55,5^0,2) мм. При этом зазор между корпусом и ограничивающей гайкой должен составлять 0,8—1 мм.

Болт и гайку застопорить.
 

 

Регулировка угла опережения впрыска топлива проводится в следующем порядке.

1. Проверить совмещение меток на корпусе муфты опережения впрыска топлива и на корпусе топливного насоса, а также на корпусе муфты и на фланцах привода топливного насоса. Рычаг управления регулятора топливного насоса установить в среднее положение и отпустить, прокачать топливную систему двигателя.

2. Ослабив 2 болта ведомой полумуфты привода, повернуть корпус муфты в направлении, обратном ее вращению до упора болтов в стенки пазов (вращение муфты правое, если смотреть со стороны привода).

3. Снять крышку люка в нижней части картера сцепления и установить ручку фиксатора маховика в нижнее положение.

4. Вставляя поочередно ломик в отверстия, расположенные по окружности маховика, поворачивать коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока метки не окажутся в верхнем положении, а фиксатор не войдет в углубление на маховике.

5. Медленно повернуть корпус муфты опережения впрыска топлива за фланец ведомой полумуфты привода в направлении вращения привода топливного насоса. После совмещения меток на корпусе муфты и корпусе топливного насоса закрепить болты ведомой полумуфты.

 

6. Проверить точность установки угла опережения впрыска топлива. Для этого установить ручку фиксатора в верхнее положение, медленно повернуть коленчатый вал на 1,5 оборота по ходу вращения. Затем перевести ручку фиксатора в нижнее положение и, поворачивая коленчатый вал, совместить метки, расположенные на корпусе муфты и корпусе топливного насоса. В момент совмещения меток фиксатор должен войти в углубление на маховике.

7. После окончания регулировки закрыть люк картера сцепления крышкой и УСТАНОВИТЬ РУЧКУ ФИКСАТОРА В ВЕРХНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

8. После установки угла опережения впрыска пустить двигатель и болтом ограничения минимальной частоты вращения коленчатого вала отрегулировать ее так, чтобы она не превышала 600 об/мин.

При проверке привода управления подачей топлива нужно обращать внимание на следующее:

при полном нажатии на педаль топлива она должна упираться в болт ограничения хода педали;

при свободном положении педали рычаг регулятора должен упираться в болт ограничения минимальной частоты вращения;

педаль должна двигаться плавно, без заеданий.

В случае необходимости регулировки привода надо нажать педаль до упора рычага регулятора в болт ограничения максимальной частоты вращения. Затем подвести упорный болт ограничения хода педали до соприкосновения с педалью и законтрить.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..