ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА СТАРТЕРА СТ130 АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Регулировка автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (Зубарев А. А) - 1969 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА СТАРТЕРА СТ130 АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

 


На двигателе ЗИЛ-130 применяют стартер СТ130, а на двигателе ЗИЛ-131—СТ2, герметизированный.

 

 

 

 

 

 

Рис. 28. Стартер СИЗО: а — регулировка хода рычага; б — регулировка хода якоря и шестерни привода; в — регулировка вспомогательного реле стартера

 

 

 

 

 

Стартеры имеют электромагнитное силовое реле 2 (рис.28), при помощи которого шестерня стартера вводится в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя.

Включение стартера осуществляется включателем зажигания, при этом подключается вспомогательное реле и включает цепь стартер — аккумуляторная батарея.

При повторном ТО-2, в зависимости от состояния агрегата, проверяют и регулируют стартер, снимая его с автомобиля.

Перед регулировкой проверяют исправность стартера и электрическую цепь стартер — аккумуляторная батарея.

Состояние цепи стартер—аккумуляторная батарея имеет важное значение для пуска двигателя. Ослабление крепления клемм этой цепи, их загрязнение или окисление приводят к увеличению сопротивления и падению напряжения, подводимого к стартеру, что уменьшает мощность стартера.

Рабочая поверхность коллектора стартера должна быть гладкой, без каких-либо следов подгорания. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях. Давление пружин на щетки коллектора должно быть в пределах 800 — 1300 Г для стартера СТ130 и 1200—1500 Г — для стартера СТ2. Усилие упругости пружин проверяют динамометром.

При загрязнении или подгорании коллектор следует протереть чистой тряпкой, смоченной бензином, и при необходимости зачистить коллектор стеклянной шкуркой зернистостью С-80 или С-100. Щетки необходимо заменять, если они имеют износ более 7 мм (высота новой щетки 14 мм).

В связи с тем, что у стартера СТ2 нет легкосъемной защитной ленты коллектора, а имеется герметизированный защитный колпак, посаженный на корпус с двумя уплотнительными резиновыми кольцами, его следует спрессовывать при осмотре коллектора и щеток. Колпак спрессовывают сжатым воздухом, подводимым со стороны привода через штуцер специальной муфты, герметично посаженной на корпус крышки 12 привода стартера.

Шестерня привода стартера должна свободно перемещаться вдоль вала якоря стартера. Убедившись в исправности узлов, приступают к проверке и регулировке величины хода шестерни привода стартера и величины хода якоря силового реле в следующем порядке.

Величина хода шестерни 10 (рис. 28, а) ограничивается упорным кольцом 11 с определенным зазором между шестерней и кольцом. Для замера зазора надо, составив электрическую цепь, подсоединить от аккумуляторной батареи плюсовый провод к клемме 1 силового реле, а минусовый провод — к массе стартера, при этом якорь 3 реле втянется внутрь реле и при помощи рычага 7 выдвинет шестерню 10 привода. В этот момент замеряют зазор, причем люфт шестерни должен быть выбран легким отжатием шестерни в сторону коллектора. Зазор,

замеренный измерительной линейкой, должен быть 1,5—3,5 мм. Если зазор не соответствует указанной величине, необходимо отрегулировать силовое реле. При этом одновременно проверяют замыкание подвижного дискового контакта силового реле с неподвижными контактами выводных клемм. В конце хода шестерни привода контакты должны замкнуться и включить стартер.

Реле регулируют винтом 4 (см. рис. 28, б), ввернутым в якорь 3 (см. рис. 28, а) и соединенным серьгой 5 с рычагом 7 привода. Для регулировки следует расшплинтовать и вынуть палец 6 и отъединить серьгу 5, затем, взявшись рукой за серьгу, вращать регулировочный винт 4 (рис. 28, б). При увеличенном зазоре между шестерней и упорным кольцом следует завернуть винт, а при уменьшенном зазоре—вывернуть регулировочный винт якоря реле, доведя зазор до указанного размера, зная, что один обооот регулировочного винта соответствует передвижению шестерни привода вдоль оси якоря стартера на

1,7 мм.

При регулировке величины хода якоря реле и шестерни привода стартера СТ2 надо снимать силовое реле со стартера, так как у него нет снаружи доступа к регулировочному винту, ввернутому в якорь реле.

После регулировки стартера СТ130 необходимо соединить серьгу якоря с рычагом привода и зашплинтовать палец.

Закончив регулировку величин хода якоря реле и шестерни привода, устанавливают упорный винт 14 так, чтобы рычаг 7, надетый на ось 15, находясь в нейтральном положении, соприкасался с винтом 14. Для этого надо ключом 9 ослабить контргайку 13 и отверткой 8 вращать винт, как показано на рис. 28, а, после чего винт закрепить контргайкой.

У стартера СТ2 упорного винта нет: рычаг привода упирается в прилив корпуса крышки привода стартера.

После регулировки, установив стартер на автомобиль, проверяют его включение и работу.

При техническом обслуживании стартера следует также проверять вспомогательное (блокировочное) реле, установленное на передней стенке кабины под капотом. Вспомогательное реле РС24-Б служит для включения электрической цепи стартера и предохранения контактов включателя зажигания от тока большой силы, потребляемого силовым реле включения привода стартера.

Для проверки и регулировки надо снять реле с автомобиля и открыть его крышку. Перед регулировкой надо зачистить контакты и проверить зазор щупом, как показано на рис. 28, в. Зазор между контактами 20 якорька 18 регулируют, подгибая переднюю стойку 19. При регулировке вспомогательного реле зачищать контакты и регулировать зазор следует только в том

случае, если имеется подгорание контактов Зачищать контакты следует плоским надфилем или стеклянной шкуркой, после чего контакты надо протереть чистой тряпкой, смоченной спиртом или бензином.

Напряжение на клеммах катушки реле при замыкании контактов регулируют изменением натяжения спиральной пружины 17, подгибая отверткой или специальным ключом хвостовик 16. При завышенном значении напряжения пружину ослабляют, а при заниженном — натягивают. Таким способом устанавливают напряжение 7—8 в, необходимое для включения цепи стартера. Закончив регулировку, вспомогательное реле устанавливают на автомобиль и включают его в цепь электрооборудования.

 

 

 

Техническая характеристика вспомогательного реле


Напряжение на клеммах катушки, в

при замыкании.........................7—8
при размыкании........................3—4



Усилие размыкания контактов, Г...............не менее 130

Усилие замыкания контактов, Г....................................80

Зазор между контактами реле, мм...............не менее 0,4

Зазор между якорьком и сердечником катушки

при замкнутых контактах реле, мм . ..........не менее 0,2

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..