ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА
ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Прерыватель-распределитель на двигателе автомобилей ЗИЛ-130, 131
На двигателе ЗИЛ-130 применяют
прерыватель-распределитель Р4-В, который для опережения угла зажигания
имеет центробежный и вакуумный регуляторы, а также октан-корректор.
На двигателе ЗИЛ-131 применяют
прерыватель-распределитель Р102 герметизированный, экранированный. Для
упрощения конструкции у него устранен вакуумный регулятор опережения
зажигания, хотя это и влияет до некоторой степени отрицательно на
экономию топлива. В прерывателе-распределителе Р4-В
и Р102 проверяют и регулируют зазор в контактах
прерывателя, установку зажигания, конденсатор и регуляторы опережения
зажигания, а также проверяют клемму 13 (рис. 24, а) первичной цепи.
Рис. 24. Прерыватель-распределитель Р4-В и его
регулировка:
а — вид сверху; б — регулировка зазора; о —
проверка пружины
Зазор между контактами прерывателя
Перед регулировкой зазора необходимо снять
крышку и ротор распределителя и убедиться в исправности контактов и
выступающего изолятора рычажка. Если изолятор 11 (см. рис. 24) изношен,
надо заменить его новым, для чего необходимо рычажок 5 снять с оси
4 и переклепать изолятор.
Контакты 9 и 10 прерывателя в процессе работы постепенно разрушаются.
Разрушению их способствует прежде всего искрение контактов, вызывающее
перенос частиц металла с одного контакта на другой, вследствие чего на
одном контакте образуется углубление, а на другом — выступ.
Искрение контактов в условиях влажной среды или при загрязнении маслом
через фетровый фитиль 12 сопровождается их окислением (подгоранием).
Слой окиси обладает большим электрическим сопротивлением, в результате
чего уменьшается сила тока в первичной цепи, что отрицательно влияет на
процесс воспламенения горючей смеси, особенно при пуске двигателя.
Для обеспечения правильной работы контакты прерывателя должны быть
чистыми и плотно прилегать один к другому всей рабочей поверхностью.
Если контакты подгорели или загрязнились, их надо зачистить. Зачищают
контакты плоской абразивной пластинкой или надфилем. Нельзя пользоваться
наждачной бумагой, она ускоряет при дальнейшей работе обгора-ние
контактов. При зачистке не следует полностью устранять углубление,
обычно имеющееся на одном из контактов. Необходимо добиться только
хорошего прилегания контактов и чистоты их поверхности. Закончив
зачистку контактов, приступают к проверке зазора, для чего, вращая
коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, устанавливают кулачок 1
прерывателя в положение, при котором контакты максимально раздвинуты, и
замеряют величину зазора щупом 15 (рис. 24, б) последовательно при
подходе всех восьми граней кулачка к выступающему изолятору рычажка.
Зазор между контактами прерывателя-распределителя Р4-В и Р102 должен
быть 0,3—0,4 мм (см. рис. 24, а). Если зазор больше или меньше, его
необходимо отрегулировать.
При регулировке зазора следует ослабить винт 8 крепления пластины 3 с
неподвижным контактом 10 и, вращая отверткой
16 (см. рис. 24, б) регулировочный эксцентричный винт 2, установить по
щупу зазор нормальной величины, затем надо закрепить винт 8 и снова
проверить величину зазора.
После регулировки зазора необходимо проверить упругость пружины 6 (см.
рис. 24, а), конец которой закреплен винтом 7. Ослабевшая пружина может
вызвать перебои в зажигании при работе двигателя на больших оборотах, а
пружина с большой упругостью — ускоренный износ контактов прерывателя.
Упругость пружины проверяют динамометром 17 (рис. 24, в), которым
захватывают за рычажок 5 (см. рис. 24, а) и натягивают до появления
зазора в контактах. Усилие натяжения пружины должно быть в пределах 500
— 650 Г для Р4-В и Р102.