РАМА И БУКСИРНЫЙ ПРИБОР АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Устройство
Рама автомобиля (рис. 76) — клепаная, состоит из двух продольных балок
швеллерной формы с переменным сечением, изготовленных из полосовой
низколегированной стали 19ХГС толщиной 8 мм. Продольные балки рамы
изготовлены методом горячей штамповки и имеют наибольшую высоту сечения
265 мм, а ширина полок изменяется от 60 до 80 мм. По длине продольные
балки соединены в нескольких местах поперечинами при помощи заклепок. На
продольных балках прикреплены кронштейны передней, задней и
дополнительной рессор, кронштейны боковых опор двигателя, крепления
кабины, рулевого управления и др.
Передняя часть продольных балок соединена с передним буфером посредством
гнутого усилителя и кронштейнов, прикрепленных к вертикальным полкам
продольных балок. Буфер к усилителю и кронштейнам закреплен болтами, что
позволяет легко его снять при необходимости.
Первая поперечина рамы коробчатого сечения расположена в зоне передних
кронштейнов передних рессор и служит, кроме связи с продольными балками,
для крепления двух пружин опрокидывания кабины. На этой же поперечине
смонтирован пусковой подогреватель двигателя. Поперечина — составная. К
основной ее части приклепаны штампованные кронштейны, с помощью которых
она соединена заклепками с вертикальной стенкой рамы. Отогнутыми
стенками поперечина приклепывается к нижней полке продольной балки рамы.
Вторая поперечина, расположенная у переднего
шариира карданного вала, образована из двух склепанных между собой
частей. Верхняя часть этой поперечины приклепана к верхней полке
продольной балки рамы, а нижняя имеет отгибку в вертикальной плоскости
для соединения заклепками с вертикальной стенкой продольной балки рамы.
В центральной части этой поперечины закреплена дополнительная опора
силового агрегата.
В зоне передних кронштейнов задних рессор продольные балки рамы
соединены составной поперечиной. Каждая из двух частей этой поперечины
представляет собой штамповку швеллерного типа с отогнутыми концами.
Склепанные по вертикальным стенкам штамповки образуют Х-образную
поперечину, отогнутые кольца которой приклепаны только к вертикальным
стенкам продольных балок рамы.
Против задних кронштейнов задних рессор установлена поперечина
швеллерного типа с развитыми концами, которыми она приклепана к верхней
и нижней полкам продольных балок рамы. Сзади рамы установлена
поперечина, усиленная растяжками, под тягово-сцепной прибор.
Рама автомобиля МАЗ-504А имеет приклепанные к продольным балкам рамы
кронштейны крепления подставки седельного устройства.
Продольные балки рамы автомобиля МАЗ-516' значительно длиннее и имеют
дополнительно продольные усилители, приваренные прерывистым швом к
горизонтальным верхним и нижним полкам, а также усилители вертикальных
полок в районе кронштейнов вывешивания дополнительной оси. Рама
автомобиля МАЗ-516 в сборе имеет дополнительную трубчатую сборную
поперечину, внутри которой смонтирована ось балансиров задней подвески.
Кроме этого, имеется дополнительная штампованная поперечина в районе
заднего кронштейна задней рессоры, а также кронштейны цилиндров
вывешивания дополнительной оси.
Конструктивными особенностями рам является перенос крепления всех
силовых элементов рам и в особенности кронштейнов рессор и поперечин на
вертикальные полки продольных балок в наиболее нагруженных местах рам.
Применение высокопрочной низколегированной стали 19ХГС, отсутствие
заклепочных соединений на нижних полках продольных балок позволили
благоприятно распределить напряжения и достичь высокой прочности рам
автомобилей.
Передний буксирный прибор автомобилей расположен в переднем
буфере и представляет собой литую вилку с отверстиями для буксирного
штыря. Штырь предохраняется от выпадания пружинной защелкой.
Задний буксирный прибор автомобиля МАЗ-504А также представляет
собой простейшее устройство — буксирная вилка, предназначенная для
кратковременной буксировки или вытаскивания автомобиля. На автомобилях
МАЗ-500А и МАЗ-516 установлен
задний буксирный прибор двойного действия (рис.
77). Стержень крюка 7 буксирного устройства проходит через отверстие в
последней поперечине рамы. Крышка 8 буксирного прибора вставлена в
отверстие последней поперечины и с помощью болтов приклепана
одновременно к усилителям ((раскосам) и поперечине. Крышка одновременно
является направляющей стержня буксирного крюка.
На проточке крышки центрируется цилиндрический корпус 4, передняя часть
которого представляет собой втулку. В цилиндрическом корпусе на
поверхность уменьшенного диаметра стержня надет резиновый упругий
элемент 6, с обеих сторон ограниченный поджимными пластинами 5.
На резьбовом конце крюка Навернута гайка 3,
наружная цилиндрическая поверхность которой является направляющей. С
помощью гайки создается необходимый предварительный натяг упругого
элемента. Наличие резинового упругого элемента смягчает ударные нагрузки
при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по
неровной дороге. Стержень крюка закрыт с обеих сторон защитными кожухами
1 и 15. Трущиеся поверхности стержня в направляющих смазываются через
угловые масленки. На оси 9, проходящей через тело крюка, установлен
замок 13, который стопорится защелкой 14 и не дает возможности петле
дышла прицепа выйти из зацепления с крюком.
Техническое обслуживание рамы заключается в проверке болтовых и
заклепочных соединений. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо
следить за тем, чтобы не нарушались геометрическая форма рамы,
правильность положения и прочность ее продольных балок, поперечин и
кронштейнов. Нарушение геометрической формы рамы может привести к
неправильному положению или смещению агрегатов автомобиля, что вызывает
чрезмерно большие напряжения и повышенный износ деталей трансмиссии и
двигателя.
При эксплуатации автомобиля в особо тяжелых дорожных условиях
периодически проверять состояние рамы. Если обнаружено, что рама
деформирована, ее следует выправить при помощи домкратов н подкладок.
Править раму рекомендуется в холодном состоянии, так как нагрев снижает
механическую прочность детали.
Если заклепки ослабли, срубить их и заменить новыми. Клепать раму
следует горячими заклепками.
Для определения места, в котором рама прогнулась, измерить и сравнить
величину диагоналей, образуемых соседними поперечинами и участками
продольных балок между ними. Разность диагоналей не должна превышать 10
мм.
Техническое обслуживание буксирного прибора заключается в смазке и
очистке его от грязи. Направляющие стержня буксирного крюка смазывают
через пресс-маслеики при технических осмотрах автомобиля. Оси замка и
защелки смазывают солидолом при сборке на заводе. В процессе
эксплуатации указанные детали смазывают согласно карте смазки.
Надежность и долговечность работы буксирного прибора во многом зависят
от правильности затяжки гайки 3 (см. рис. 77).
Следует помнить, что чрезмерная затяжка гайки, так же как и
недостаточная ее затяжка, приводит к появлению осевого люфта буксирного
крюка в корпусе за счет возникновения зазора между опорной шайбой и
корпусом или гайкой и опорной шайбой, что недопустимо. Чрезмерная
затяжка гайки вызывает
значительную деформацию резинового элемента,
который, касаясь корпуса, не дает возможности с помощью усилия рук
определить наличие осевого люфта. Однако при работе автомобиля с
прицепом осевой люфт крюка будет большим, что может привести к поломке
деталей буксирного прибора.
При наличии осевого люфта крюка в корпусе расшплинто-вать гайку 3 и,
ослабляя или затягивая ее, добиться такого положения, при котором будет
отсутствовать осевой люфт. Если указанным способом не удается устранить
осевой люфт, то следует разобрать буксирный прибор и заменить изношенные
детали.