Установочные параметры передних колес автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Устойчивость движения автомобиля, легкость управления им, более
равномерный износ шин передних колес зависят от углов установки колес
(рис. 86).
Продольный угол наклона шкворня 2°30' обеспечивается за счет того, что
нижний конец шворня вынесен вперед. Его положение определяется
креплением рессоры в кронштейнах рамы.
Продольный угол наклона шкворня обеспечивает хорошую устойчивость
автомобиля вследствие возникновения стабилизирующего момента, что
особенно заметно при повороте, а также облегчает управление автомобилем.
При изменении этого угла во время эксплуатации возможно виляние колес,
ухудшение управляемости автомобиля (автомобиль «плохо держит дорогу») и
затруднение выхода из поворота на прямолинейный участок. Указанные
явления могут возникнуть при значительной неравномерности в осадке и
прогибе передних рессор, скручивании балки передней оси или износе
шкворневого соединения. В этом случае требуется восстановить продольный
угол шкворня, заменив или исправив изношенные детали.
Рис. 86. Установочные параметры колес
Поперечный угол наклона шкворня, равный 8°, обеспечивается наклоном оси
отверстия под шкворень в балке передней оси.
Стабилизирующий эффект от поперечного угла наклона шкворня проявляется в
способности колес сохранять нейтральное положение при движении
автомобиля.
Поперечный угол наклона шкворня может быть нарушен при прогибе балки
передней оси. В этом случае следует устранить прогиб балки.
Угол развала колеса 1° определяется заданным при обработке положением
оси поворотной цапфы по отношению к отверстиям под шкворень в ушках.
При наличии угла развала колес создается горизонтальная составляющая
вертикальной нагрузки, направленная к осп автомобиля. Эта сила всегда
прижимает ступицу колеса к внутреннему роликовому подшипнику. В случае
отсутствия угла развала колес и наличия некоторого осевого зазора в
подшипниках ступиц возможно осевое перемещение ступиц на подшипниках, в
результате чего ухудшается устойчивость автомобиля при движении и
возрастает износ шин.
На угле развала колес отражается износ шкворневого соединения, а также
чрезмерные зазоры в подшипниках колес.
Для проверки развала колес измерить расстояния В и Г соответственно
верхней и нижней частей ободьев колес от какой-либо вертикальной
плоскости или отвеса. Разность этих расстояний при правильном угле
развала должна быть 7—11 мм.
Схождение колес в горизонтальной плоскости
необходимо для того, чтобы передние колеса катились строго в продольной
плоскости, так как при наличии угла развала колеса автомобиля стремятся
катиться по расходящимся дугам в сторону от автомобиля. Схождение колес
зависит от угла развала, с увеличением которого возрастает схождение.
Неправильное (увеличенное) схождение колес может привести к интенсивному
износу шин.
Техническое обслуживание
При осмотрах передней оси обращать внимание на степень затяжки конусного
соединения шкворня и на состояние упорного подшипника. При износе
упорного подшипника увеличивается зазор между верхним ушком поворотной
цапфы и балкой, который не должен превышать 0,4 мм. При необходимости
следует ставить металлические прокладки.
Особое внимание обращать на величину износа шкворня и втулок поворотной
цапфы. Изношенные бронзовые втулки цапфы заменять новыми.
Регулярно проверять крепление пальцев шаровых сочленений продольной и
поперечной тяг, крепление рычагов рулевой трапеции к поворотным цапфам.
При осмотре деталей шаровых сочленений проверить, нет ли трещин на
пружинах и сухарях. Пальцы с вмятинами, сухари и пружины с трещинами
обязательно заменять новыми.
Регулярно проверять правильность углов установки передних колес, так как
вследствие износа и деформации деталей углы во время эксплуатации могут
изменяться.
Угол схождения колес в горизонтальной плоскости устанавливают
регулировкой длины поперечной рулевой тяги, на концах которой имеется
правая и левая резьба.
При установке передних колес для движения по прямой расстояние Б между
торцами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости сзади должно быть
больше расстояния А спереди на 3—5 мм (см. рис. 86).
Схождение колес рекомендуется регулировать в следующем порядке:
установить колеса в положение, соответствующее движению по прямой;
ослабить затяжку болтов обоих наконечников поперечной рулевой тяги;
вращением тяги (ввертывая ее в наконечник при большом схождении и
вывертывая при недостаточном) изменить ее длину так, чтобы величина
схождения колес стала нормальной;
затянуть стяжные болты обоих наконечников.
После регулировки схождения колес проверить углы поворота колес и
отрегулировать положение обоих болтов (упорных), ограничивающих поворот
колеса. Угол поворота левого колеса при
повороте влево, а правого при повороте вправо
должен быть 38°.
При регулировке шарового сочленения продольной рулевой тяги пробку 6
(см. рис. 84) завернуть до отказа (до выбора зазора между сухарем 4 и
ограничителем 2 пружины), после чего отвернуть на 1/3—1/4 оборота (до
первого положения, при котором возможна шплинтовка) и зашплинтовать.
При регулировке шаровых сочленений поперечной рулевой тяги завернуть до
отказа опорную пяту (см. рис. 85) до выбора зазора между сухарем 7 и
опорной пятой 9, после чего отвернуть на У2—1 оборот (до первого
положения, при котором возможно сто-порение) и застопорить.
Проверять и регулировать углы поворота колес следует, как правило, после
регулировки схождения колес. При регулировке углов поворота колес
изменяют положение упорных болтов, ввернутых в выступы балки передней
оси.
После регулировки углов проверить, не задевают ли шины при осадке рессор
и поворотах колес в крайнее положение за детали.