Реле обратного тока лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..

 

 

Реле обратного тока лесовоза МАЗ-501


Реле обратного тока служит для автоматического включения генератора в сеть, когда его напряжение выше напряжения аккумуляторных батарей, и отключения генератора от сети, когда его напряжение ниже напряжения батарей.

Реле обратного тока состоит из электромагнита, имеющего сердечник с двумя обмотками — сериесной (толстой) и шунтовой (тонкой), ярма, якорька, пружины, регулировочной гайки, двух пар контактов. Нижние (неподвижные) контакты укреплены на изолированной стойке, установленной на ярме; верхние (подвижные) — на пластине, прикрепленной к якорьку.

Шунтовая обмотка реле обратного тока включена параллельно

щеткам генератора, а сериесная—последовательно в цепь потребителей тока и аккумуляторных батарей.

Реле обратного тока действует следующим образом.

При неработающем генераторе контакты реле обратного тока находятся в разомкнутом состоянии. Поэтому цепь генератор—аккумуляторные батареи разъединена. При работающем генераторе напряжение на его щетках может быть ниже (при малом числе оборотов якоря) или несколько выше напряжения аккумуляторных батарей. В первом случае ток из генератора, проходя по шунтовой и сериесным обмоткам реле обратного тока, создает в сердечнике магнитные поля с одинаковым направлением магнитных силовых линий. Однако намагничивание сердечника при этом будет еще недостаточным для преодоления упругости пружины якорька, и контакты реле обратного тока по-прежнему останутся разомкнутыми. Во втором случае, когда число оборотов якоря достигает величины, необходимой для получения от генератора номинального напряжения, намагничивание сердечника увеличится и контакты реле обратного тока замкнутся. Вследствие этого ток нагрузки от генератора пойдет к потребителям и аккумуляторным батареям.

Ток нагрузки проходит по сериесной обмотке в том же направлении, в каком идет ток от генератора к реле обратного тока через шунтовую обмотку, что вызывает еще большее намагничивание сердечника и, следовательно, более надежное замыкание контактов. Если число оборотов якоря уменьшится и в связи с этим напряжение генератора снова станет ниже напряжения аккумуляторных батарей, ток по сериесной обмотке реле обратного тока пойдет в обратном направлении, т. е. не из генератора в аккумуляторные батареи, а наоборот, из аккумуляторных батарей в генератор. В результате этого сердечник быстро размагнитится и контакты реле обратного тока под действием упругости пружины разомкнутся. Таким образом, цепь генератор—потребители тока — аккумуляторные батареи окажется разъединенной.

Контакты реле обратного тока замкнутся, когда напряжение на щетках генератора достигнет 12,5—13,5 в, а разомкнутся при обратном токе, равном 0,5—6,0 а. Указанные регулировочные данные получены при температуре окружающей среды 20° С.

Для уменьшения влияния изменения температуры окружающей среды и нагрева обмоток на моменты замыкания и размыкания контактов реле обратного тока его якорек подвешен на плоской биметаллической пружине, обладающей свойством изменять жесткость в зависимости от температуры нагрева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..