Минский автомобильный завод с 1956 г. выпускает специальный лесовозный
автомобиль МАЗ-501 (фиг. 1, 2). Этот автомобиль создан на базе агрегатов
стандартного автомобиля МАЗ-200 грузоподъемностью 7 т. Автомобиль
МАЗ-501 имеет большую грузоподъемность и высокие тяговые качества,
предназначен для вывозки леса в хлыстах длиной до 30 м с применением
роспусков и для вывозки леса на автопоездах с несколькими санными
прицепами.
По выработке автомобиль МАЗ-501 превосходит
автомобиль ЗИЛ-151 при работе на плохих грунтовых дорогах на 20%, а на
ровных укатанных дорогах — на 40—50%. Однако для работы автомобиля
МАЗ-501 на заболоченных участках требуется лежневое покрытие большей
прочности, чем для автомобиля ЗИЛ-151, что связано со значительным
повышением стоимости строительства дороги. Поэтому рекомендуется
применять автомобиль-лесовоз в районах с грунтами, имеющими
удовлетворительную несущую способность, при которых не требуется
сплошное лежневание дороги.
Эффективность эксплуатации автомобилей МАЗ-501 значительно повышается с
увеличением объема перевозок и расстояния вывозки. Автомобиль-лесовоз
следует применять на крупных лесозаготовительных предприятиях с большим
лесосечным фондом. Для успешной эксплуатации и обслуживания следует
группировать колонны по 8—10 автомобилей.
Эксплуатация на одной дороге автомобилей МАЗ и ЗИЛ не рекомендуется в
связи с разной шириной колеи колес этих автомобилей; кроме того,
разнотипность парка усложняет обслуживание и ремонт.
Имея большую производительность и лучшую экономичность, автомобиль
МАЗ-501 несколько сложнее по конструкции других грузовых автомобилей
меньшей грузоподъемности, поэтому при его эксплуатации требуется более
высокая культура обслуживания и ремонта, чем при эксплуатации грузовых
автомобилей, ранее применявшихся в лесной промышленности.
Основным условием длительной эксплуатации автомобиля без ремонта
является глубокое знание водителем и автомехаником конструкции
автомобиля, деталей,, узлов и агрегатов, а также правил ухода, элементов
регулировки и условий эксплуатации.
В настоящей книге разделы «Техническая характеристика», «Органы
управления и приборы», «Раздаточная коробка», «Карданная передача»,
«Главная передача переднего моста», «Ходовая часть автомобиля»,
«Приборы», «Кабийа и оперение» и «Оборудование автомобиля» написаны JI.
X. Гилелесом; разделы «Введение», «Сцепление», «Коробка передач»,
«Главная передача заднего моста», «Управление автомобилем» и
«Эксплуатация автомобиля» написаны Г. М. Кокиным; раздел
«Электрооборудование» написан Б. Е. Митиным, остальные разделы написаны
В. А. Ро-жанским.