Малогабаритные электродвигатели постоянного тока используются в
автобусах ЛАЗ для привода стеклоочистителей, вентиляторов обдува стекол,
вентилятора кабины водителя, а также для привода
отопительно-вентиляционной установки автобуса ЛA3-698.
Технические характеристики электродвигателей приведены в табл. 5,
обмоточные данные — в табл. 6.
Таблица 5
Параметры
МЭ7-Б
МЭИ
М3218
МЭ65
М314-А
МЭ221-Б
Марка автобуса, на
ЛАЗ-
Все автобусы
ЛАЗ-
ЛАЗ-698
ЛАЗ-
ЛАЗ-698
котором применяется
695Е,
695М,
695Е,
электродвигатель
ЛАЗ-
ЛАЗ-
ЛАЗ-
697Е,
ЛАЗ-
697М
697М,
ЛАЗ-698
697Е, ЛАЗ- 695М,
ЛАЗ- 697М
Мощность, вт
8
4
25
130/70
15
15
Сила тока холосто
2
2
5
—
1,2-1,9
1,2
го хода, а
Скорость вращения
2500
2100
3000
2500—
1800—
2300
на холостом ходу,
1600
2300
об/мин
Направление враще
Правое
Правое
Левоё
—
Левее
Левое
ния со стороны при
вода
Тип возбуждения
Парал
Последо
Последо
Смешан
Смешан
Смешан
лельное
вательное
вательное
ное
ное
ное
Количество скорос
1
1
2
2
2
2
тей
Вес, кг
0,9
0,5
1,25
2,6
1,3
1,6
Таблица 6
Параметры
МЭ7-Б
МЭИ
МЭ218
МЭбо
МЭ14-А
МЭ221-Б
Обмотка якоря
Марка провода
Диаметр провода, мм
Число секций »
пазов » витков » проводов в
пазе
ПЭВ-2
0,68/0,76
11
11
34
68
ПЭВ-2
0,31/0,36
7
7
57
114
ПЭВ-2
0,74/0,83
11
11
13
26
ПЭВ-2
0,74/0,83
28
14
7
14
ПЭВ-2
0,53/0,59
11
11
32
64
ПЭВ-2
0,57/0,64
11
11
25
50
Обмотка
статора
Марка провода
Диаметр провода, мм
Число витков в ка
ПЭВ-2
0,41/0,47
365
ПЭВ-2
0,55/0,62
147
ПЭВ-2 0,93/1,02
65
ПЭЛ 1,3/1,38
46
ПЭВ-2
0,41/0,47
344
ПЭВ-2
1,04/1,11
53
тушке Число слоев
Сопротивление
обмотки, ом
20
13,9—15,6
12
2,44
8
13
0,32-0,35
2,13-2,37
9
19
0,13
0,65
19
9
8,5-9,5 0,33-0,36
8
24
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
Все электродвигатели, кроме МЭ65, не требуют специального обслуживания в
эксплуатации. У них необходимо периодически проверять только состояние и
затяжку наконечников, очищать клеммы от грязи.
В электродвигателе МЭ 65 необходимо проверять
срабатывание щеток (высота щеток должна быть не менее 13 мм) и в случае
необходимости заменять их. Новые щетки необходимо притереть к
коллектору, обернув его стеклянной шкуркой зернистостью 100.
Если на коллекторе есть следы подгорания, следует протереть его чистой
тряпкой, смоченной бензином. Если подгорание устранить невозможно, надо
зачистить коллектор стеклянной шкуркой зернистостью 100 и продуть сжатым
воздухом.
В случае срабатывания или сильного подгорания коллектора его необходимо
проточить, снять межламельпую изоляцию на глубину 0,5 мм, а потом
отполировать стеклянной шкуркой зернистостью 100.
При подготовке автобуса к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 следует
промыть подшипники в бензине и заложить новую смазку ЦИАТИМ-201.
Если собранный электродвигатель работает неудовлетворительно, его надо
разобрать и провести более тщательную проверку. Проверить сопротивление
обмотки возбуждения, изоляцию между щеткодержателями и корпусом, на
специальном трансформаторе проверить якорь на отсутствие межвитковых
замыканий.
При сборке электродвигателя необходимо проследить за тем, чтобы провода
от щеток и клемм не касались якоря.