КАЗ-606А, КАЗ-608. РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РР130 (УСТРОЙСТВО)

  Главная      Автомобили - КАЗ     Автомобили КАЗ «Колхида» (Батиашвили С.М.) - 1970 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  ..

 

 

 

КАЗ-606А, КАЗ-608. РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РР130 (УСТРОЙСТВО)

 

 

 

Реле-регулятор РР130 закреплен на опорной поперечине кабины над двигателем.

Реле-регулятор (рис. 146 и 147) состоит из трех основных аппаратов: реле обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения.

Реле обратного тока предназначено для автоматического включения генератора в сеть, когда напряжение становится выше напряжения аккумуляторной батареи, и отключения генератора от сети, когда напряжение становится ниже напряжения батареи.

На сердечнике реле имеются две обмотки: шунтовая 19

(см. рис. 147) и сериесная 22. Первая соединена с выводным зажимом Я генератора (через ярмо реле и обмотки 22 и 17) и с массой, т. е. включена на полное напряжение генератора (пренебрегая падением напряжения в обмотках 22 и 17, выполненных из провода большого сечения).

Когда напряжение генератора достигает определенного значения (12,2—13,2 в), через обмотку 19 протекает достаточно большой ток, чтобы намагниченный им сердечник притянул якорь, преодолев усилие пружины 20; контакты 18 замыкаются и подключают генератор к батареям и сети. С этого момента ток, идущий от генератора, проходит через сериесную обмотку 22 и создает в сердечнике магнитный поток, совпадающий по направлению с потоком шунтовой обмотки, обеспечивая надежное замыкание контактов реле.

Когда скорость вращения якоря генератора снижается и его напряжение становится меньше э. д. с. батарей, ток в сериесной обмотке меняет направление на обратное — идет от батареи к генератору.

Создаваемый обратным током магнитный поток противоположен потоку шунтовой обмотки. При обратном токе 0,5—6 а пружина оттягивает якорь, контакты реле размыкаются и отключают генератор.

Регулятор напряжения предназначен для поддержания напряжения генератора постоянным при изменении скорости вращения якоря и нагрузки генератора в определенных пределах.

Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора в пределах 13.2—14,8 в автоматическим регулированием (изменением) тока в обмотке 4.

Основная обмотка 6 регулятора одним концом соединена с массой, а другим концом (через сопротивление 14, ярмо ограни-чителя тока и его обмотку 16) — с зажимом генератора. При таком соединении этой обмотки ток в ней пропорционален напряжению, развиваемому генератором.

 

 

 

 

 

Рис. 146. Реле-регулятор РР130:
1 — стойка неподвижных контактов реле обратного тока; 2 — ограничитель хода якоря реле; 3 — основание реле-регулятора; 4 — сериесная обмотка реле; 5 — якорь реле; 6 — биметаллическая пластина подвески якоря; 7 — пружина якоря: 8 — сериесная обмотка ограничителя тока; 9 — вывод ускоряющей обмотки; 10 — якорь ограничителя тока; 11 — стойка неподвижного контакта; 12 — якорь регулятора напряжения; 13 — крышка реле-регулятора; 14 —магнитный шунт; 15 — стойка неподвижного контакта; 16 — обмотки регулятора напряжения; 17 — регулировочный винт стойки неподвижного контакта; 18 — вывод выравнивающей обмотки; 19 — вывод выравнивающей обмотки, соединенный с зажимом Я;
20 — зажим Ш

 21 — провод соединения стойки контакта ограничителя тока с зажимом 22 — зажим Я; 23 —вывод основной (сериесной) обмотки ограничителя тока; 24 — зажим Б

 

 

 


Когда напряжение генератора ниже поддерживаемого регулятором, сила притяжения якоря 9 сердечником 10 недостаточна, чтобы преодолеть усилие пружины, контакты 8 замкнуты и ток в обмотку возбуждения 4 поступает от положительной щетки генератора через обмотки 17 и 16, контакты 15 ограничителя тока,
обмотку 7 регулятора, контакты 8, якорь 9 и ярмо 5, минуя дополнительные сопротивления
14 и 12.

Когда напряжение генератора повышается до заданного предела (вследствие увеличения числа оборотов якоря генератора или снижения нагрузки), ток в обмотке 6 увеличивается и магнитная сила сердечника 10 преодолевает усилие пружины.

Якорь 9 притягивается к сердечнику и контакты 8 размыкаются.

При этом в обмотку возбуждения 4 ток (от зажима Я через обмотки 17 и 16 и ярмо ограничителя тока) проходит через сопротивления 14 и 12. Вследствие этого его величина сильно

уменьшается, напряжение генератора резко снижается, соответственно уменьшая ток в обмотке 6.

При этом сила притяжения якоря 9 сердечником уменьшается, а контакты 8, замыкаясь, выключают из цепи возбуждения сопротивления 14 и 12. Этот процесс повторяется с частотой, достаточной для поддержания практически постоянного напряжения генератора.

Выравнивающая обмотка 7 является вспомогательной и служит для уменьшения диапазона изменения регулируемого напряжения.
 

 

 

 

Рис. 147. Схема реле-регулятора РР130 и его внешних соединений:
1 — аккумуляторная батарея; 2 выключатель батареи (массы); 3 — якорь генератора; 4 — обмотка возбуждения генератора; -5 — ярмо; в — основная обмотка регулятора напряжения; 7 — выравнивающая обмотка; 8 — контакты регулятора напряжения; 9 — якорь; 10 — сердечник; 11 — биметаллическая пластина подвески якоря; 12 —* сопротивление 80 ом, 13 — сопротивление 30 ом; 14 - сопротивление 13 ом; 15 — контакты ограничителя .тока; 16 —-ускоряющая обмотка: 17 — основная (сериесная) обмотка; 18 — контакты реле обратного тока; 19— шунтовая обмотка реле; 20 — пружина; 21 — стойка пружины; 22 — основная (сориесная) обмотка реле

 

 

 


Ограничитель тока защищает генератор от перегрузки, ограничивая величину отдаваемого им тока (26,5—29,5 а). Ограничитель тока также является вибрационным электромагнитным аппаратом, воздействующим на цепь возбуждения генератора. Его работа в принципе аналогична работе регулятора напряжения.
Однако в отличие от последнего, его основная обмотка 17 имеет большое сечение и включена в цепь нагрузки последовательно, между генератором и потребителями тока. Благодаря такому включению величина магнитного потока и момент размыкания контактов ограничителя тока зависят от тока нагрузки генератора. Когда потребление тока превысит заданный предел, контакты

15 размыкаются и в цепь возбуждения генератора включается сопротивление 13 (а параллельно ему и обмотке 7 также обмотки 17 и 16 и сопротивления 14 и 12). Возрастание сопротивления в цепи возбуждения снижает напряжение генератора, а следовательно, и отдаваемый им ток нагрузки. Контакты 15 замыкаются усилием пружины.

Ускоряющая обмотка 16 является вспомогательной и служит для повышения частоты вибрации контактов ограничителя тока — уменьшения амплитуды колебания напряжения и тока генератора при работе ограничителя.

Изменение температуры реле-регулятора как от климатических условии, так и от его работы может повлиять на настройку его аппаратов вследствие нагрева обмоток и некоторого изменения магнитных свойств металла.

Для компенсации влияния температуры на работу регулятора напряжения и реле обратного тока их якоря подвешены на биметаллической пластине 11, упругая сила которой меняется в зависимости от температуры.

Кроме того, регулятор напряжения имеет магнитный шунт 14 (см. рис. 146) из сплава, магнитная проводимость которого с повышением температуры уменьшается.

При повышении температуры в результате уменьшения магнитной проводимости шунта часть магнитного потока, замыкающаяся через шунт, уменьшается и контакты размыкаются раньше, т. е. при более низком напряжении.

Таким образом, напряжение, поддерживаемое регулятором, автоматически снижается, предохраняя аккумуляторную батарею от перезаряда.

При работе в зимних условиях магнитный шунт повышает зарядный ток и тем самым предохраняет батарею от сильного разряда и замерзания.

Генераторы Г12-В и Г108-В автомобилей-тягачей КАЗ-606А снабжаются реле-регулятором РР24-Г, установленным на дополнительном щитке под панелью приборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  ..