КАЗ-606А, КАЗ-608. УСТРОЙСТВО КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

  Главная      Автомобили - КАЗ     Автомобили КАЗ «Колхида» (Батиашвили С.М.) - 1970 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

КАЗ-606А, КАЗ-608. УСТРОЙСТВО КОРОБКА ПЕРЕДАЧ - ЧАСТЬ 1


Коробки передач автомобилей КАЗ-608 и КАЗ-606А одинаковы по устройству и отличаются конструкцией дистанционных приводов управления.

Коробка передач — механическая, пятиступенчатая, трехходовая. Передаточные числа различных передач приведены в технической характеристике автомобилей.

Картер 26 (рис. 77) коробки передач отлит из серого чугуна и крепится к картеру сцепления шпильками. Центрирование картеров коробки передач и сцепления производится по наружной поверхности фланца крышки 19 ведущего вала. С правой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному уровню масла в картере, выполнено маслозаливное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 11. Слив масла осуществляют через отверстие в левой нижней части картера. Сливное отверстие закрыто резьбовой пробкой 9, снабженной магнитом, притягивающим из масла металлические частицы износа. С обеих сторон картера предусмотрено по одному люку для установки коробок отбора мощности. На автомобилях КАЗ-608 и КАЗ-606А эти люки картера закрыты крышками 8 и 10. Сверху на картере установлена крышка 12. Полость картера сообщается с атмосферой через сапун 41.

В картере установлены ведущий 21, ведомый 38 и промежуточный 25 валы, а также ось 49 блока шестерен заднего хода.

Ведущий вал, на шлицах которого установлен ведомый диск сцепления, вращается на двух опорах. Передний шариковый подшипник, воспринимающий только радиальные нагрузки, установлен в расточке коленчатого вала двигателя. Задний шариковый подшипник 20 закреплен на ведущем валу гайкой, а в передней стенке картера — крышкой 19 и стопорным кольцом. Благодаря такому креплению задний подшипник воспринимает как радиальные, так и осевые нагрузки, действующие на ведущий вал. На ведущем валу выполнены маслосгонная резьба, препятствующая проникновению масла в сцепление, косозубая шестерня постоянного зацепления, конус, а со стороны заднего торца — прямые внутренние зубья.

В выточке ведущего вала установлен роликовый подшипник 22, являющийся передней опорой ведомого вала и воспринимающий только радиальные нагрузки. Шариковый подшипник 40, служащий задней опорой ведомого вала, воспринимает как радиальные, так и осевые нагрузки. Для этого он закреплен внутренним кольцом на валу, а наружным кольцом — в задней стенке картера.
 

 

 

 

 

Рис. 77. Коробка передач автомобиля-тягача КАЗ-608

 

 

На ведомом валу установлены синхронизаторы 18 и 45, шестерни 28, 17 и 43, соответственно четвертой, третьей, второй передач и подвижная шестерня-каретка 42 первой передачи и заднего хода, а также шестерня 39 привода спидометра.

Каретки синхронизаторов и прямозубая шестерня-каретка первой передачи посажены на шлицы ведомого вала. Косозубые шестерни четвертой, третьей и второй передачи, выполненные заодно с конусами и внутренними прямыми зубьями, установлены на валу свободно: шестерня четвертой передачи вращается на втулке 23, а шестерня третьей и второй передач непосредственно на валу. Для увеличения надежности смазки шейки вала, на которые устанавливаются шестерни второй и третьей передач, и наружная поверхность втулки 23 имеют специальные лыски. Кроме того, для лучшей приработки все трущиеся поверхности этих деталей фос-фатированы.

Ведущая шестерня 39 спидометра зажата гайкой между внутренним кольцом подшипника 40 и ступицей барабана ручного тормоза 37.

Промежуточный вал 25 выполнен заодно с прямозубой шестерней 33 первой передачи. Он установлен на роликовом подшипнике 24, воспринимающем только радиальные нагрузки, и шариковом подшипнике 34, воспринимающем как радиальные, так и осевые нагрузки. Наружное кольцо шарикового подшипника закреплено в задней стенке картера крышкой и стопорным кольцом. На промежуточном валу с помощью сегментных шпонок закреплены косозубые шестерни 32, 30, 29 и 27, находящиеся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями второй, третьей, четвертой передач ведомого вала и шестерней ведущего вала. Кроме того, на промежуточном валу также шпонкой закреплена прямозубая шестерня 31 заднего хода.

Ось 49 блока шестерен заднего хода закреплена пластиной 48, привернутой болтами к стенке картера. На оси на двух роликовых подшипниках 47 установлен блок 50 шестерен заднего хода. Большая шестерня блока находится в постоянном зацеплении с шестерней 31 промежуточного вала.

Инерционные синхронизаторы одинаковы по устройству и отличаются размерами: синхронизатор 18 четвертой и пятой передач меньше синхронизатора 45 второй и третьей передач. Инерционные синхронизаторы не позволяют вводить в зацепление зубчатые муфты шестерен, вращающиеся с разными угловыми скоростями, выравнивают их угловые скорости, чем обеспечивают легкое и безударное переключение передач.

Каретка 4 (рис. 78) синхронизатора установлена на шлицах ведомого вала 13. По обеим сторонам ее ступицы имеются зубья 2. Фланец каретки входит в паз вилки переключения передач. Во фланце выполнены шесть отверстий, края которых обработаны на конус.

 

 

 

Рис. 78. Синхронизатор второй и третьей передач

 



Через три отверстия фланца каретки проходят с зазором блокирующие пальцы 3, жестко связывающие между собой два конусных кольца 5 и 11.

Концы блокирующих пальцев развальцованы внутри колец. В средней части каждого блокирующего пальца выполнена выточка с коническими боковыми поверхностями.

Через три других отверстия фланца каретки проходят фиксирующие пальцы 10. В середине наружной поверхности фиксирующего пальца выполнена выточка с коническими боковыми поверхностями. Внутри каждого фиксирующего пальца имеется по два шарика 8, разжимаемых пружиной 9. Шарики прижимаются к скошенным торцам опор 7. Опоры запрессованы в конусные кольца. Фиксирующие пальцы связывают нежестко конусные кольца с кареткой. Поэтому конусные кольца вместе с блокирующими пальцами могут смещаться относительно каретки.

В нейтральном положении каретки фиксирующие пальцы выточками прижаты к стенкам отверстий фланца, препятствуя перемещению конусных колец относительно каретки. Между конусными кольцами и конусами шестерен 6 и 14 имеются зазоры. Блокирующие пальцы при этом не соприкасаются со стенками отверстий фланца.

При включении второй передачи каретку перемещают по шлицам, и конусное кольцо 11 синхронизатора соприкасается с конусом 12 шестерни 14. Вследствие разности их угловых скоростей под действием трения происходит угловое перемещение обоих конусных колец относительно каретки. Блокирующие пальцы

своими выточками упираются в стенки отверстий фланца каретки, чем препятствуют дальнейшему перемещению каретки в осевом направлении.

Фиксирующие пальцы при движении каретки по шлицам перемещаются в радиальном направлении и их выточки выходят из отверстий фланца. При этом скошенные поверхности опор 7 перемещают шарики и сжимают пружины 9.

Сила, перемещающая каретку, создает трение конусного кольца 11 и конуса 12 шестерни, выравнивая угловые скорости синхронизатора и шестерни. Как только эти угловые скорости станут равными, блокирующие пальцы не будут удерживать каретку, и ее зубья 2 безударно войдут в зацепление с зубьями / шестерни. Этим будет включена вторая передача в коробке передач.

При включении третьей передачи зубья каретки 4 входят в зацепление с зубьями шестерни 6.

Работа синхронизатора четвертой и пятой передач аналогична работе синхронизатора второй и третьей передач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..