КАЗ-606А, КАЗ-608. УСТРОЙСТВО КОРОБКА ПЕРЕДАЧ -
ЧАСТЬ 1
Коробки передач автомобилей КАЗ-608 и КАЗ-606А одинаковы по устройству и
отличаются конструкцией дистанционных приводов управления.
Коробка передач — механическая, пятиступенчатая, трехходовая.
Передаточные числа различных передач приведены в технической
характеристике автомобилей.
Картер 26 (рис. 77) коробки передач отлит из серого чугуна и крепится к
картеру сцепления шпильками. Центрирование картеров коробки передач и
сцепления производится по наружной поверхности фланца крышки 19 ведущего
вала. С правой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному
уровню масла в картере, выполнено маслозаливное отверстие, закрываемое
резьбовой пробкой 11. Слив масла осуществляют через отверстие в левой
нижней части картера. Сливное отверстие закрыто резьбовой пробкой 9,
снабженной магнитом, притягивающим из масла металлические частицы
износа. С обеих сторон картера предусмотрено по одному люку для
установки коробок отбора мощности. На автомобилях КАЗ-608 и КАЗ-606А эти
люки картера закрыты крышками 8 и 10. Сверху на картере установлена
крышка 12. Полость картера сообщается с атмосферой через сапун 41.
В картере установлены ведущий 21, ведомый 38 и промежуточный 25 валы, а
также ось 49 блока шестерен заднего хода.
Ведущий вал, на шлицах которого установлен ведомый диск сцепления,
вращается на двух опорах. Передний шариковый подшипник, воспринимающий
только радиальные нагрузки, установлен в расточке коленчатого вала
двигателя. Задний шариковый подшипник 20 закреплен на ведущем валу
гайкой, а в передней стенке картера — крышкой 19 и стопорным кольцом.
Благодаря такому креплению задний подшипник воспринимает как радиальные,
так и осевые нагрузки, действующие на ведущий вал. На ведущем валу
выполнены маслосгонная резьба, препятствующая проникновению масла в
сцепление, косозубая шестерня постоянного зацепления, конус, а со
стороны заднего торца — прямые внутренние зубья.
В выточке ведущего вала установлен роликовый подшипник 22, являющийся
передней опорой ведомого вала и воспринимающий только радиальные
нагрузки. Шариковый подшипник 40, служащий задней опорой ведомого вала,
воспринимает как радиальные, так и осевые нагрузки. Для этого он
закреплен внутренним кольцом на валу, а наружным кольцом — в задней
стенке картера.
На ведомом валу установлены синхронизаторы 18 и 45,
шестерни 28, 17 и 43, соответственно четвертой, третьей, второй передач
и подвижная шестерня-каретка 42 первой передачи и заднего хода, а также
шестерня 39 привода спидометра.
Каретки синхронизаторов и прямозубая шестерня-каретка первой передачи
посажены на шлицы ведомого вала. Косозубые шестерни четвертой, третьей и
второй передачи, выполненные заодно с конусами и внутренними прямыми
зубьями, установлены на валу свободно: шестерня четвертой передачи
вращается на втулке 23, а шестерня третьей и второй передач
непосредственно на валу. Для увеличения надежности смазки шейки вала, на
которые устанавливаются шестерни второй и третьей передач, и наружная
поверхность втулки 23 имеют специальные лыски. Кроме того, для лучшей
приработки все трущиеся поверхности этих деталей фос-фатированы.
Ведущая шестерня 39 спидометра зажата гайкой между внутренним кольцом
подшипника 40 и ступицей барабана ручного тормоза 37.
Промежуточный вал 25 выполнен заодно с прямозубой шестерней 33 первой
передачи. Он установлен на роликовом подшипнике 24, воспринимающем
только радиальные нагрузки, и шариковом подшипнике 34, воспринимающем
как радиальные, так и осевые нагрузки. Наружное кольцо шарикового
подшипника закреплено в задней стенке картера крышкой и стопорным
кольцом. На промежуточном валу с помощью сегментных шпонок закреплены
косозубые шестерни 32, 30, 29 и 27, находящиеся в постоянном зацеплении
соответственно с шестернями второй, третьей, четвертой передач ведомого
вала и шестерней ведущего вала. Кроме того, на промежуточном валу также
шпонкой закреплена прямозубая шестерня 31 заднего хода.
Ось 49 блока шестерен заднего хода закреплена пластиной 48, привернутой
болтами к стенке картера. На оси на двух роликовых подшипниках 47
установлен блок 50 шестерен заднего хода. Большая шестерня блока
находится в постоянном зацеплении с шестерней 31 промежуточного вала.
Инерционные синхронизаторы одинаковы по устройству и отличаются
размерами: синхронизатор 18 четвертой и пятой передач меньше
синхронизатора 45 второй и третьей передач. Инерционные синхронизаторы
не позволяют вводить в зацепление зубчатые муфты шестерен, вращающиеся с
разными угловыми скоростями, выравнивают их угловые скорости, чем
обеспечивают легкое и безударное переключение передач.
Каретка 4 (рис. 78) синхронизатора установлена на шлицах ведомого вала
13. По обеим сторонам ее ступицы имеются зубья 2. Фланец каретки входит
в паз вилки переключения передач. Во фланце выполнены шесть отверстий,
края которых обработаны на конус.
Рис. 78. Синхронизатор второй и третьей передач
Через три отверстия фланца каретки проходят с зазором блокирующие пальцы
3, жестко связывающие между собой два конусных кольца 5 и 11.
Концы блокирующих пальцев развальцованы внутри колец. В средней части
каждого блокирующего пальца выполнена выточка с коническими боковыми
поверхностями.
Через три других отверстия фланца каретки проходят фиксирующие пальцы
10. В середине наружной поверхности фиксирующего пальца выполнена
выточка с коническими боковыми поверхностями. Внутри каждого
фиксирующего пальца имеется по два шарика 8, разжимаемых пружиной 9.
Шарики прижимаются к скошенным торцам опор 7. Опоры запрессованы в
конусные кольца. Фиксирующие пальцы связывают нежестко конусные кольца с
кареткой. Поэтому конусные кольца вместе с блокирующими пальцами могут
смещаться относительно каретки.
В нейтральном положении каретки фиксирующие пальцы выточками прижаты к
стенкам отверстий фланца, препятствуя перемещению конусных колец
относительно каретки. Между конусными кольцами и конусами шестерен 6 и
14 имеются зазоры. Блокирующие пальцы при этом не соприкасаются со
стенками отверстий фланца.
При включении второй передачи каретку перемещают по шлицам, и конусное
кольцо 11 синхронизатора соприкасается с конусом 12 шестерни 14.
Вследствие разности их угловых скоростей под действием трения происходит
угловое перемещение обоих конусных колец относительно каретки.
Блокирующие пальцы
своими выточками упираются в стенки отверстий
фланца каретки, чем препятствуют дальнейшему перемещению каретки в
осевом направлении.
Фиксирующие пальцы при движении каретки по шлицам перемещаются в
радиальном направлении и их выточки выходят из отверстий фланца. При
этом скошенные поверхности опор 7 перемещают шарики и сжимают пружины 9.
Сила, перемещающая каретку, создает трение конусного кольца 11 и конуса
12 шестерни, выравнивая угловые скорости синхронизатора и шестерни. Как
только эти угловые скорости станут равными, блокирующие пальцы не будут
удерживать каретку, и ее зубья 2 безударно войдут в зацепление с зубьями
/ шестерни. Этим будет включена вторая передача в коробке передач.
При включении третьей передачи зубья каретки 4 входят в зацепление с
зубьями шестерни 6.
Работа синхронизатора четвертой и пятой передач аналогична работе
синхронизатора второй и третьей передач.