ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ автомобилей
БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Дополнительная коробка передач (рис. 66) устанавливается на одноосном
тягаче и предназначена для увеличения общего числа ступеней
гидромеханической передачи. Дополнительная коробка передач —
двухступенчатая: первая ступень — понижающая, вторая — прямая. При
наличии двух ступеней в дополнительной коробке общее их число в
гидромеханической передаче удваивается, что позволяет использовать тягач
в самых разнообразных дорожных условиях.
Все шестерни дополнительной коробки прямозубые и находятся в постоянном
зацеплении. Крутящий момент передается через ведущую шестерню 1,
закрепленную консольно на ведомом валу коробки передач, блок
промежуточных шестерен 3 и ведомые шестерни 11 или 20. Ось блока
установлена на двухрядных сферических роликоподшипниках.
Ведомый вал 22 смонтирован в картере на двух роликовых подшипниках. На
переднем конце ведомого вала установлен фланец 21 крепления карданного
вала ведущего моста. На валу на роликах установлены шестерни 11 первой и
20 второй ступеней, на заднем конце ведомого вала — фланец 6 крепления
барабана стояночного тормозного механизма. На фланец напрессована
червячная шестерня 9 привода спидометра, входящая в зацепление с
шестерней 10, установленной в суппорте 5.
Шестерни ведомого вала имеют шлицевые венцы для блокировки с валом при
включении ступеней.
Картер дополнительной коробки передним фланцем крепится болтами к
картеру коробки передач. Соосность установки картеров обеспечивается
стаканом 24 подшипника.
Верхнее окно картера закрыто крышкой с горловиной для заливки масла в
гидромеханическую передачу. В нижней части картера имеется сливное
отверстие, закрытое пробкой.
Дополнительная коробка смазывается маслом из магистрали смазки
гидромеханической передачи, подаваемым по трубке от крестовины на
картере гидротрансформатора. Смазка к подшипникам шестерен подводится
через штуцер, ввернутый в переднюю крышку 19, и масляные каналы в крышке
и ведомом валу, а зубья шестерен смазываются стекающим сверху и
разбрызгивающимся маслом.
Привод переключения ступеней дополнительной коробки — пневматический,
кран управления расположен в кабине. При переводе рычага крана в
положение включения какой-либо ступени сжатый воздух из ресиверов
поступает в цилиндр, поршень 16 перемещается, увлекая за собой вилку 13
и муфту 12, входящую внутренними зубьями в зацепление с шестерней.