Механизм разблокировки пятиступенчатой
гидромеханической передаче автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Механизм разблокировки (рис.64) автоматически
разблокирует гидротрансформатор также и в случае переключения ступеней
коробки передач при заблокированном гидротрансформаторе.
Полости II и III сообщаются с полостями управления золотниками первой и
второй (соответственно) ступеней в механизме управления
гидромеханической передачи.
Пояски золотников 4 в левом и правом (по рисунку) положениях перекрывают
отверстия гильз, которые через канал 1 соединены с гидравлическим
датчиком. В промежуточном положении золотников (при перемещении их из
одного крайнего положения в другое) отверстия гильз, а значит, и
гидравлический датчик сообщаются со сливной магистралью V, давление в
гидравлическом датчике уменьшается и золотник клапана блокировки
гидротрансформатора под усилием пружины возвращается в положение
разблокировки гидротрансформатора.
При включении первой ступени коробки передач золотник 4 под давлением
масла в полости II перемещается в левое крайнее положение. И в этом
положении находится постоянно, пока включена первая ступень.
При включении второй ступени золотник 7 под давлением масла в полости
III перемещается влево (по рисунку). Одновременно — при включении второй
ступени — полость II соединяется со сливной магистралью и золотник 4 под
усилием пружины возвращается в исходное положение.
При включении третьей ступени коробки передач полость III сообщается со
сливным каналом, золотник 7 под усилием пружины перемещается вправо (по
рисунку), гидравлический датчик на время движения золотника вправо
сообщается со сливной магистралью, гидротрансформатор разблокируется
(если был заблокирован).
При включении четвертой ступени полость II сообщается с полостью
управления золотника первой ступени механизма управления, золотник 4 под
давлением масла перемещается влево, как и при включении первой ступени.
При включении пятой ступени механизм разблокировки работает, как при
включении второй ступени.
Для обеспечения задержки включения блокировки после ее вы-ключения при
переключении ступеней служит реле времени (см. рис. 56). После
выключения блокировки золотник реле времени 12 под давлением из
гидравлического датчика постепенно перемещается из одного крайнего
положения в другое. Только после остановки золотника на упоре возможно
повышение давления гидравлического датчика настолько, чтобы переместить
золотник клапана блокировки 10, а значит, и включить фрикцион блокировки
гидротрансформатора.
Блокировка и разблокировка гидротрансформатора контролируются водителем
по сигнальной лампе, расположенной на переключателе ступеней. Она
загорается при включении блокировки и гаснет при выключении.
Режим движения с блокированным гидротрансформатором является наиболее
предпочти-
тельным, так как достигается максимальная скорость движения для данных
условий, уменьшается расход топлива и снижается теплонапряженность
гидромеханической передачи.
Рис. 64. Механизм разблокировки
гидротрансформатора:
1—корпус; 2—гильза клапана; 3—технологическая заглушка; 4, 7—золотники;
5— заглушка; 6— крышка; 8—пружина; — I — полость, сообщающаяся с
датчиком частоты вращения ведущего вала; II — полость, сообщающаяся с
полостью первой ступени в механизме управления; III — полость,
сообщающаяся с полостью второй ступени в механизме управления; IV, VI —
полости, сообщающиеся со сливным каналом; V — сливной канал