СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателя автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Система охлаждения двигателей (рис. 19) — жидкостная, закрытая, с
принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
В систему охлаждения входят радиаторы с диффузорами, жалюзи радиаторов,
вентиляторы и их привод, расширительный бачок и трубопроводы.
В систему охлаждения включены также водомасляные теплообменники (кроме
БелАЗ-7522, -7422), компрессор тормозных систем, радиатор отопителя
кабины.
Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается термостатами. В
зависимости от температуры охлаждающей жидкости они подключают или
отключают радиаторы. Для регулирования теплового режима имеются также
жалюзи с ручным приводом из кабины.
Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется по термометру,
расположенному на панели приборов.
Сливные краны для удаления охлаждающей жидкости из системы охлаждения на
автомобилях расположены:
БелАЗ-7522 — на жидкостном насосе;
БелАЗ-7523, -75231 и -7540 — на жидкостном насосе, патрубках коллектора
теплообменника, в угольнике под правым радиатором системы охлаждения;
БелАЭ-75232, -75234 — на левой стороне блока цилиндров двигателя, на
корпусе теплообменника, в угольнике под правым радиатором системы
охлаждения и на трубе подвода жидкости к насосу от левого радиатора;
БелАЗ-7422 — на жидкостном насосе и на трубопроводе подвода охлаждающей
жидкости к двигателю от предпускового подогревателя.
Кроме того, на автомобилях и тягаче, оснащенных предпусковым
подогревателем двигателя, имеется дополнительный сливной кран на котле
подогревателя.
В целях обеспечения нормальной работы системы охлаждения двигателя
применяемая для охлаждения вода должна иметь общую жесткость 0,2—0,5
мг-экв/л и водородный показатель pH-6—8.
Применение в системе охлаждения жесткой воды
вызывает повышенное образование накипи, нарушение температурных режимов
деталей и в конечном итоге снижение ресурса двигателя.