Якорная постановка судов над местом
глубоководных водолазных работ
Рейдовое оборудование для глубоководных работ
Для постановки судна над местом глубоководных
водолазных спусков и работ используют обычно четыре комплекта
специального рейдового оборудования.
Комплекты рейдового оборудования обеспечивающие суда расставляют над
местом работ, которое часто именуется полигоном постановки судна.
Полигон, а именно, точки покладки якорей, рассчитывают так, чтобы
стоящее на полигоне судно при наибольших допустимых величинах ветра и
течения могло удерживаться над всеми точками участка подводных работ.
Каждый комплект рейдового оборудования состоит из якоря, бриделя и
бочки. В качестве якорей для рейдового оборудования предпочтительно
использовать имеющие наибольшую держащую силу, например, адмиралтейские
якоря, или якоря Донфорда, имеющие дополнительный шток, расположенный
поперек лап.
С бриделем для рейдового оборудования обстоит так же, как и с якорным
канатом: использование цепи делает бридель чрезвычайно тяжелым, а троса
— слишком длинным. Поэтому для глубоководного рейдового оборудования
обычно используют комбинированные бриделя, состоящие из цепи и троса.
Входящая в комплект рейдовая бочка обладает плавучестью для восприятия
полного веса бриделя с необходимым запасом для удержания на поверхности.
Параметры комплектов рейдового оборудования получают расчетом в
зависимости от исходных данных: водоизмещения судна, глубины постановки
и принятых предельных величин ветра и течения.
В качестве примера приведем данные расчета комплекта рейдового
оборудования для судна водоизмещением 3000 т для стоянки на глубине 200
м при ветре 7—8 баллов в нос и течении 0,5 уз. По указанным данным в
каждый комплект войдут адмиралтейский якорь массой 3 т, рейдовая бочка
объемом
8,5 м3, 75 м (три смычки) якорной цепи калибром 43 и 480 мм стального
троса диаметром 32,5 мм.
Для возможности использования комплекта на глубинах меньше расчетной
тросовую часть бриделя делают составной. В нашем случае будет необходимо
иметь пять частей троса по 100 м. Естественно, что принятый комплект
должен быть снабжен набором равнопрочных скоб для соединения частей
брн-деля.
Недостатки описанного рейдового оборудования: относительная сложность
его постановки, большие затраты времени и зависимость от обеспечивающих
судов. От перечисленных недостатков свободно специально
сконструированное для глубоководных постановок комбинированное рейдовое
оборудование, возимое на самом судне и не требующее для своей постановки
вспомогательных судов.
Главное преимущество рейдового оборудования состоит в том, что при его
применении усилия в швартовах, заводимых на бочки, меньше по сравнению с
усилиями в якорных канатах. Это облегчает удержание и особенно
передвижение судна над местом работ, не говоря уже о том, что судно
может иметь швартовные механизмы обычной мощности.
Важное преимущество стоянки на рейдовом оборудовании — возможность
быстрой перемены положения судна по отношению к ветру, волне и течению,
что бывает необходимо при смене их направлений. Проводимая при этом
перекладка швартовов с борта на борт и с одной оконечности судна на
другую выполняется без перерыва и ведения водолазных работ, чего нельзя
сделать при перекладке собственных якорей. И, наконец, третьим
преимуществом использования рейдового оборудования по сравнению с
использованием собственных якорей является возможность оставлять его на
месте при перерывах в работе и быстрота снятия с него при вынужденных
обстоятельствах.