ЧЕМУ И КАК УЧАТ В ТУРИЗМЕ

  Главная      Учебники - Туризм       Времена года, или Приглашение к путешествию (Ганопольский В. И.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ЧЕМУ И КАК УЧАТ В ТУРИЗМЕ

Какой же из способов передвижения — пешком, на гребных судах, на велосипеде или на лыжах — лучше? С точки зрения эффективности овладения туристскими умениями и навыками предпочтение следует отдать пешеходному варианту.

Не исключено, что это мнение автора в какой-то степени субъективно. Но обвинять автора в пристрастии к пешеходному туризму не следует хотя бы потому, что сам он никогда не специализировался в пешеходном туризме, занимаясь многие годы горным и лыжным туризмом. Однако многолетний опыт в организации как походов выходного дня, так многодневных походов первой, второй категорий сложности — пешеходных, лыжных, велосипедных и йодных по территории Белоруссии, Украины, Латвии и Литвы — свидетельствует о преимуществах пешеходного туризма с точки зрения эффективности решения учебных задач. Походы лыжные, водные и велосипедные должны играть роль дополнительных и в этом качестве их ценность не подлежит сомнению.

Туристский поход выходного дня, если он организован как зачетный для сдающих нормы комплекса ГТО по туризму, имеет вполне определенное спортивно-нормативное значение. Нормы эти просты и посильны для любого человека, далее освобожденного от занятий физической культурой и от сдачи норм комплекса ГТО,— наоборот, походите в туристские походы и с вас «снимут» это освобождение. Да и сами вы почувствуете вкус к физической культуре, к движению. Вам захочется бегать, ходить на лыжах, грести, идти по азимуту, дышать лесным воздухом. И дело не только в нормах. Любой туристский поход является мероприятием оздоровительным, воспитательным и учебным. Большое воспитательное значение туристских походов подчеркивается в Положении о комплексе ГТО, где рекомендуется проводить походы «в местах, имеющих историческое значение, связанных с революционной, боевой и трудовой славой советского народа».

Для всех ступеней комплекса ГТО, за исключением I и V, прохождение участниками похода зачетного маршрута сопровождается согласно Положению о комплексе ГТО проверкой туристских навыков. Нетрудно понять, что новички, никогда раньше не занимавшиеся туризмом, всеми необходимыми навыками владеть не могут. Этим навыкам их еще нужно научить. Поэтому учебный характер зачетного туристского похода очевиден: походы выходного дня должны стать начальной школой туризма.

Туристский поход учит дисциплине, строгому соблюдению правил, положений и инструкций. Спортивный туризм предполагает четкую регламентацию организации, проведения и подведения итогов туристских походов и путешествий. Правила требуют неукоснительного соблюдения принципа последовательности и постепенности в накоплении туристского опыта. От простого к сложному и без «перепрыгивания» — в этом не только соблюдение одного из принципов педагогики, но и основа обеспечения безопасности.

Прочное овладение туристскими навыками основано на определенных знаниях и умениях, которые оговорены «Положением о комплексе ГТО».

Участники похода овладевают основами топографии, включающими работу с картой и основы глазомерной съемки маршрута, и учатся ориентироваться на местности. Осваивают на необходимом уровне технику бивака; основные требования к выбору места бивака, правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования, умение устанавливать палатки, заготавливать дрова, разжигать и поддерживать костер, готовить пищу. Будущие туристы приобретают определенные навыки в технике движения и преодоления естественных препятствий: знание основных технических приемов передвижения в выбранном виде туризма (основные элементы техники передвижения по пересеченной местности пешком или на лыжах, на велосипеде,' а также на гребных судах — лодках и байдарках).

Начинающий турист должен знать основные причины травматизма и заболеваний в условиях похода и приемы оказания первой медицинской помощи. Нужны определенные навыки в организации краеведческих наблюдений.

Как всему этому научить?

Одни из этих навыков и умений участники похода усваивают в процессе подготовки, другие — на маршруте, а затем закрепляют их при кратком разборе похода и оформлении его результатов (фотогазета, стенд и т. п.).

В организации обучения первостепенная роль принадлежит руководителю группы (инструктору). Что касается подготовки руководителей походов и инструкторов туризма, то это большая и серьезная учебно-воспитательная работа, которую осуществляют советы по туризму и экскурсиям совместно с туристским активом. Если в туристской секции вашего коллектива физкультуры еще нет инструктора туризма, но есть туристы, имеющие опыт участия в многодневных походах, вы можете дать им направление на учебу в областную школу инструкторов туризма.

Туристский поход выходного дня — это маленькое путешествие. Для человека, никогда не бывавшего в туристских походах,— первое путешествие. Если вы — руководитель похода, сделайте все от вас зависящее (а от вас зависит практически все, за исключением разве что погоды), чтобы это первое маленькое путешествие доставило его участникам максимум радости и пробудило в них желание никогда не расставаться с туризмом.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..