В поход на лыжах

 

  Главная      Учебники - Туризм       Времена года, или Приглашение к путешествию (Ганопольский В. И.)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ТУРИЗМ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Туризм начинается с походов выходного дня, с тех маленьких путешествий, на которые затрачивается суббота или воскресенье, либо оба выходных дня, либо праздничные дни. Походы выходного дня, совершаемые как зачетные по комплексу ГТО, как мероприятия с целью активного отдыха или спортивно-тренировочные, организуются и проводятся зимой и летом, весной и осенью.
 

 

В поход на лыжах

В отличие от прогулки на лыжах в лесопарке или лесу, поблизости от вашего дома и даже далеко от него, но в зоне курсирования электрички, в которой ехать с лыжами куда удобнее, чем в автобусе, туристский лыжный поход (пусть несложный, пусть однодневный) — это уже маленькое путешествие. Поход на лыжах, осуществляемый вне дорог, без лыжни, требующий определенных навыков и в движении, и в ориентировании (заблудиться-то можно и в однодневном походе), дает возможность его участникам приобретать, если это новички, или совершенствовать,

если это опытные туристы, самые разнообразные навыки: в троплении лыжни, в преодолении таких препятствий, как густой лес, овраги, крутые подъемы и спуски, в ориентировании на местности. Если же основной целью похода является подготовка к многодневному лыжному путешествию, то решаются и другие задачи: обучение будущих инструкторов лыжного туризма технике зимнего бивака, испытание, проверка, подгонка бивачного снаряжения. Последнее особенно важно при подготовке группы к лЫжному путешествию за пределами республики — в Карелии или Карпатах, на Кольском полуострове или на Урале.

Однако организация зимнего бивака — дело достаточно сложное для новичков в туризме, цель которых — сдача норм комплекса ГТО по туризму, едва ли целесообразное. Нужен определенный предыдущий опыт походов, в том числе и с ночевками в полевых условиях летом (весной, осенью). Зачетный лыжный поход, следовательно, целесообразно проводить однодневным. Скорость движения на лыжах (особенно, если группа «поймала» попутную лыжню) позволяет без особых усилий пройти за день до 30 км. Однако светлое время дня зимой намного короче, чем летом, поэтому двигаться приходиться без значительных привалов. Впрочем, зимой, в холодный январский или февральский день, и не «рассидишься» — холодно. Но в марте, если даже весна еще не вступила в свои права, а ночью сильно подмораживает, в середине дня при теплой, солнечной погоде можно устроить привал. Располагайтесь на лесной опушке или на подветренной, солнечной стороне границы леса и отдыхайте. Можно и позагорать.

Значительно облегчает задачи ориентирования при движении по закрытой местности (т. е. в лесу) без дорог хорошая карта. Без карты задача ориентирования значительно усложняется. Но нет худа без добра: во-первых, при отсутствии хорошей карты района похода потребуется тщательная предварительная подготовка и изучение доступных картографических материалов; во-вторых, возникает необходимость использования компаса при движении по азимуту и вырабатываются важные навыки в ориентировании на местности — в выборе пути, использовании попутных ориентиров, совершенствовании «топографической шймяти».

Когда мы готовимся к маршруту, то пользуемся различным картографическим материалом: и мелкомасштабными административными и учебными физическими картами области, края, и атласом автомобильных дорог, и

крупномасштабными туристскими картосхемами, выполненными нашими предшественниками. Первые позволяют многое узнать о районе: его общей орографии и гидрографии, населенных пунктах, наличии железных и автомобильных дорог. Вторые — это рабочий картографический материал для детальной разработки маршрута и его уверенного прохождения.

Выбор района похода определяют многие факторы: и круг задач, намеченных для этого похода, и познавательные интересы участников, и знание района руководителем, и возможность подъезда к началу маршрута и обратного отъезда.

Для изготовления собственной картосхемы выбранного района похода (скажем, по Налибокской пуще) вы используете: административную и учебную физическую карты Белоруссии или Минской области (масштаб 1 : 600000, т. е. в 1 см карты 6 км местности), атлас автомобильных дорог Белоруссии, а также картосхемы — «Туристская схема Белоруссии» и «Охраняемые природные объекты Белоруссии» (обе схемы масштаба 1: 1000000, т. е. в 1 см карты 10 км местности). Конечно, это мелкомасштабный материал, и если его «растянуть», скажем, до 2 км в одном сантиметре карты (что вполне достаточно), то объем информации, переносимый с карты на схему будет весьма бедным. Но, если в процессе похода вы обогатите информацию источников за счет глазомерной маршрутной съемки, к следующему походу по этому маршруту картосхема будет значительно более полной.

Результаты глазомерной съемки маршрута вы не наносите сразу на вашу картосхему, а набрасываете абрис (в переводе с немецкого означает «чертеж», «план»), потом по абрису вычерчиваете кроки,— т. е. сделанный по глазомерной съемке план местности, выражающий ее общий характер и выделяющий наиболее важные местные предметы (ориентиры) — дорогу, возвышенность, реку и мост, здание, границу леса и т. п.

Когда у вас готова картосхема, пусть даже недостаточно полная, с «белыми» пятнами, где, возможно, и находятся пока еще не учтенные вами труднопроходимые участки леса, болотца, засеянные поля, мелиорационные каналы и тому подобные препятствия, можно с достаточной уверенностью спланировать маршрут. Что же касается не учтенных вами препятствий, то это не так уж страшно: во-первых, к незапланированным препятствиям следует привыкать, во-вторых, следует планировать маршрут не

по «птичьему полету», а с учетом возможных, иногда больших, отклонений от прямолинейного движения, а следовательно, необходимое для обхода возможных препятствий время.

Как говорил в таких случаях Руал Амундсен: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему».

...Однажды в хмурый, серый осенний день я принимал участие в «грибной охоте». Было много маслят, которые росли у самого края дороги и молодого сосняка. Мы разговорились с пожилым грибником о том, как просто заблудиться в лесу. Мой собеседник вытащил из кармана компас — обыкновенный, простенький компас — и сказал: «А я вот с этой штукой никогда не расстаюсь, и ни разу она меня не подвела».

Мне кажется, что собеседник мой был прав: это ведь так просто иметь при себе компас и контролировать направление своего движения. Очень часто можно слышать о том, что два-три часа уехавшие коллективом по грибы ожидали кого-то у машины, а этот «кто-то», углубившись в лес, долго не мог найти обратной дороги.

В упомянутом мною предисловии к книге «Трое против дебрей» Э. Кольер писал так: «Человек, который сбился с пути в лесной чаще и все больше и больше теряет ориентацию, легко переходит грань между трезвой рассудительностью и лихорадочной паникой. Обезумев, мечется по лесу, спотыкаясь о кучи бурелома, падает и, поднявшись, снова спешит вперед, уже не думая о верном направлении, и, наконец, когда физическое и умственное напряжение доходит до предела, он останавливается не в силах сделать ни шагу».

В книге Леонида Репина «Затерявшиеся в тайге» описан такой случай.

Поехала на автобусе в тайгу по грибы группа молодежи одного из предприятий Красноярска. По истечении срока, заранее всеми оговоренного, к машине вышли все, кроме одного. Его долго ждали, звали, искали, а потом, уже вечером, поняв бесполезность поисков и надеясь на то, что до города близко (чуть более двадцати километров) и заблудившийся вероятнее всего находится уже или в городе, или по дороге к нему, уехали. Но заблудившийся в город не пришел.

Его искали две недели поисковые группы, вертолеты. Но не нашли.

 

Он вернулся сам... через двадцать дней. Все окончилось в общем-то благополучно.
Легко, конечно, уговаривать: «Ходите в лыжные походы!» А ходим ли мы сами в лыжные походы по родному краю? Представьте себе, ходим. И достаточно часто. Во-первых, полезно походить на лыжах по снежной целине, с рюкзаком. Во-вторых, на этих выходах мы (группа, готовящаяся к дальним маршрутам) испытываем новое снаряжение, восстанавливаем (или, скажем, совершенствуем) навыки организации страховки в условиях зимы. В первые годы регулярных занятий туризмом походы на лыжах меня как-то не привлекали — ко всему, вероятно, нужно привыкнуть. Мы часто совершали пешие двухдневные походы — и весной, и летом, и осенью. Но вот возникла идея лыжного похода, и мы совершили его в район Минского моря. Понравилось. Начали ходить на лыжах через Боровляны в Раубичи и по многим другим маршрутам.

Казалось бы, что может дать однодневный или двухдневный поход? Оказывается, очень многое.

Только на собственном опыте убеждаешься в удобстве или, наоборот, неудобстве того или иного вида обуви, одежды, креплений. Только на практике познаешь необходимость высокой дисциплины, разносторонних знаний, прочных навыков, высоких требований к уровню физической подготовки.

Не следует забывать, что в поход нас никто не гонит,— это наше личное дело, это не «урок» (я полагаю, что очень немногие любили в детстве учить уроки,— учили, конечно, причем многие это делали добросовестно, старательно, прилежно, но не любили). Даже для сдачи норм комплекса ГТО по туризму это тоже не обязательное мероприятие: зачетный поход можно пройти и летом. Поэтому поход добровольный становится более легким, более желаемым. И в этом случае достигается важный эффект отдыха: отдыха от городского шума, повседневности,

маленьких и больших неурядиц, освобождения от накапливающейся за неделю раздражительности, плохого самочувствия.

В условиях зимних походов происходит закаливание организма и постепенно вырабатывается адаптация к холоду. Амундсен, проведший большую часть жизни в арктических экспедициях, Амундсен, который возглавил первую, достигшую Южного полюса экспедицию, сказал однажды «К холоду привыкнуть нельзя!» К холоду действительно привыкнуть нельзя, можно лишь научиться терпеть его. Но ведь это немало! Умение переносить холод, непогоду и другие, как принято теперь говорить, дискомфортные условия — прекрасное качество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..