Глава IV ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ 11Д45 ТЕПЛОВОЗА
ТЭП60
ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ
Дизель 11Д45 (11Д45А) является современным высокофорсированным дизелем с
очень большими весогабаритными показателями. Это обусловило довольно
высокие уровни напряжений в его несущих деталях, а также большую
теплонапряженность деталей цилиндропоршневой группы. Поэтому особые
требования предъявляются к обслуживанию этих дизелей при нормальной
эксплуатации и при проведении плановых ремонтов. Их тщательное
выполнение — непременное условие обеспечения надежной работы дизеля и
длительного срока его службы.
К обслуживанию при эксплуатации и ремонтах должны допускаться лица,
хорошо знающие устройство дизеля и его узлов, а также изучившие
инструкцию и усвоившие основные навыки по его обслуживанию. По опыту
эксплуатации большого количества дизелей некоторые, наиболее важные
требования инструкции по обслуживанию дизеля необходимо выделить в виде
следующих особых указаний:
1) работа дизеля допускается только на маслах М14ВЦ или М14ВИ. Даже
кратковременная работа дизеля на масле М14В приводит к отложениям нагара
на охлаждаемых поверхностях головок поршней. Это служит причиной
образования на них сквозных трещин из-за перегрева;
2) необходимо учитывать, что:
а) неправильная или недостаточная затяжка гаек болтов коренных
подшипников может привести к нарушению правильности укладки коленчатого
вала, к его поломке и к выходу из строя коренных подшипников;
б) неправильная или недостаточная затяжка гаек шпилек крепления крышек
цилиндров к блоку приведет к износу верхней поверхности плиты блока и к
обрыву шпилек;
г) неправильная затяжка гаек шпилек крепления втулки цилиндра к крышке
может вызвать прогар прокладки газового стыка или задир поршня, или
трещину в верхнем бурте втулки цилиндра;
д) нарушения требований инструкции по водоподготовке для системы
охлаждения дизеля могут вызвать трещины днищ крышек цилиндров или
коррозионные разрушения охлаждаемых деталей;
3) категорически запрещается снятие пломб и
перестановка на топливном насосе упоров нулевой подачи и ограничения
максимальной подачи топлива. Перед первым пуском дизеля после ремонтов,
связанных со снятием топливного насоса и с рассоединением рычажной
передачи от регулятора к топливному насосу, необходимо убедиться в том,
что при крайнем нижнем положении штока сервомотора регулятора рейки
топливного насоса находятся в положении «нулевой» подачи топлива. В
противном случае может произойти авария дизеля из-за недопустимого
самопроизвольного повышения частоты вращения коленчатого вала после
пуска «(разгона»);
4) необходимо помнить, что периодическое удаление масла из емкостей
поддизельной рамы, куда оно сливается из воздушных ресиверов блока,
гарантирует от случаев «разгона» дизеля от работы на масле и от взрывов
масловоздушной смеси в ресивере блока;
5) монтаж клапанного рычажного механизма необходимо производить с
вывернутыми вверх до отказа регулировочными винтами, а затем уже
регулировать зазоры в гидротолкателях. Если рычаг устанавливать на
крышку с ввернутыми винтами, то можно погнуть клапаны;
6) соблюдать чистоту деталей при сборке и беречь их от повреждений в
виде забоин, грубых рисок, трещин. Каждую деталь, устанавливаемую на
дизель или в его узел, следует тщательно осматривать и очищать от грязи
и следов коррозии. Места удаления механических повреждений необходимо
тщательно отполировать. При сборке трущиеся поверхности деталей должны
быть смазаны чистым дизельным маслом;
7) менять местами одноименные детали при сборке дизеля после ремонтов не
рекомендуется. Каждую деталь нужно ставить на то место, где она работала
до разборки дизеля;
8) в процессе эксплуатации дизеля необходимо:
а) систематически контролировать качество масла для исключения попадания
в него топлива и воды;
б) осуществлять систематический контроль за давлением и температурой
масла в масляной системе дизеля, за температурой воды в системе
охлаждения дизеля, за температурой выпускных газов по цилиндрам дизеля с
тем, чтобы исключить даже кратковременную работу дизеля с недопустимыми
отклонениями по этим параметрам его работы;
в) не пускать дизель при температуре масла ниже +20° С и не включать в
работу под нагрузкой при температуре масла ниже +45° С;
г) тщательно и квалифицированно выполнять в требуемые сроки все работы,
предусмотренные плановыми осмотрами и ремонтами,