Аккумуляторные батареи тепловозов ТУ6А и ТУ7 (ТУ7А)
Тепловоз ТУ6А имеет две соединенные
последовательно, а тепловоз ТУ7 шесть аккумуляторных батарей типа
6ТСТ-132ЭМС, соединенных последовательнопараллельно (по три аккумулятора
в группе). На обоих локомотивах применяют напряжение 24 В.
Номинальное напряжение, В ....................................12
Разрядный ток при 10-часовом разряде, А........................12
Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и средней температуре
электролита 30 °С, А-ч..................................132
Допустимое конечное напряжение на элемент при разряде током 10-часового
разряда, В ..............................................1,7
Разрядный ток при 5-минутном стартерном режиме разряда, А . . . 396
Емкость при 5-минутпом стартерном режиме разряда и начальной температуре
электролита 30 °С, А-ч..................................30
Допустимое конечное напряжение па элемент при
разряде током 5-минутного стартерного режима разряда,
В..........................1,5
Ток нормального заряда, Л......................................11,2
Количество электролита на батарею, л ..............................8
Масса аккумуляторной батареи с электролитом (одного ящика), кг . . 49
Сухозаряженные батареи от незаряженных отличаются
более быстрым вводом в действие (после заливки и пропитки электролитом в
течение 3 ч такую батарею достаточно зарядить в течение 5... 8 ч током
10 А или даже можно сразу после пропитки электролитом ставить на
тепловоз без предварительной зарядки). На новые тепловозы аккумуляторные
батареи устанавливаются без электролита. Гарантийный срок службы
аккумуляторной батареи в зависимости от материала сепараторов 12... 18
мес. При грамотном обслуживании аккумуляторные батареи служат 2 ... 3
года.
Наилучший способ эксплуатации аккумуляторных батарей— держать их всегда
полностью заряженными. Незаряженные или не полностью заряженные
аккумуляторные батареи быстро сульфатируются и теряют емкость.
Температура электролита оказывает большое влияние на работу батареи.
Необходимо следить за тем, чтобы она не падала ниже —20 °С, т. е.
принимать меры к обогреву батарей. -Нельзя допускать увеличения
температуры электролита выше 45 °С, так как при такой температуре
аккумуляторная батарея выходит из строя. При исправных батареях
температуру можно понизить путем временного отключения батарей от
зарядного устройства.
Заливка электролита в батареи и приведение их в рабочее состояние должны
производиться на месте эксплуатации тепловоза на зарядной станции
квалифицированными специалистами в соответствии с «Едиными правилами
ухода и эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей». Качество
приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние оказывает решающее
влияние на срок службы последних. Дальнейшее обслуживание батарей на
тепловозе производится локомотивной бригадой.
В зависимости от климатического района, в котором работают
аккумуляторные батареи, их заливают различными по плотности растворами
серной кислоты (табл. 6.4).
При замере плотности электролита ареометром к показанию последнего
необходимо прибавить температурную поправку в соответствии с табл. 6.5.
При эксплуатации батарей необходимо не реже 1 раза в 2 нед:
очищать батарею от пыли;
очищать выводы батареи и наконечники проводов от окислов;
протирать чистой ветошью поверхность батареи от проли-того на нее
электролита, ветошь предварительно должна быть смочена в растворе
нашатырного спирта или 10 %-ном растворе соды;
проверять плотность креплений батареи в гнезде;
проверять крепление и плотность контакта
наконечников проводов с выводами батареи; для предупреждения порчи
выводов батареи не допускать натяжения проводов;
проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия;
проверять во всех аккумуляторах батареи уровень электролита; если
уровень электролита окажется ниже нормы, долить дистиллированную воду до
требуемого уровня; в холодное время года во избежание замерзания воду
следует добавлять непосредственно перед зарядом для быстрого
перемешивания ее с электролитом.
Не реже одного раза в 3 мес следить за полнотой заряда аккумуляторов по
плотности электролита. Пр и плотности электролита, соответствующей
разряженности аккумуляторов более чем на 25 % зимой и более чем на 50 %
летом (см. ниже), батарею необходимо снять с эксплуатации и отправить на
заряд.
Доливать электролит или кислоту в аккумулятор
воспрещается за исключением тех случаев, когда точно известно, что
понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При
этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имеет
электролит в аккумуляторе до выплескивания.
Хранить батареи с электролитом в случае длительного бездействия следует
в прохладном помещении при температуре не выше 0 и не ниже минус 30 °С.
6.4. Плотность электролита
Климатический район
Время
Плотность
приврденная
электролита, к 15
°С, г/см1
Заливаемого
В конце первого
заряда
Районы с резко
континентальным климатом с температурой зимой ниже ми
нус 40 °С
Северные районы с
температурой зимой
Зима
1,290
1,310
Лето
1,250
1,270
Круглый
1,270
1,290
до минус 40 °С
Центральные районы
с температурой
год То же
1,250
1,270
зимой до минус 30
°С Южные районы
»
1,230
1,250
Тропики
»
1,210
1,230
6.5. Температурная поправка
Температура
электролита.
С
Поправка к
показанию ареометра
Температура
электролита,
С
Поправка к
показанию ареометра
+60
+0,03
0
—0,01
+45
+0,02
— 15
—0,02
+30
+0,01
—30
—0,03
+ 15
0,00
—40
—0,04
Плотность электролита, приведенная к 15 °С, г/см3: