Аккумуляторные батареи тепловозов ТУ6А и ТУ7 (ТУ7А)

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы лесовозных железных дорог (Ю.Л. Шевченко, Д.Ю. Почтарь) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 



Аккумуляторные батареи тепловозов ТУ6А и ТУ7 (ТУ7А)

 

 

 Тепловоз ТУ6А имеет две соединенные последовательно, а тепловоз ТУ7 шесть аккумуляторных батарей типа 6ТСТ-132ЭМС, соединенных последовательнопараллельно (по три аккумулятора в группе). На обоих локомотивах применяют напряжение 24 В.

Техническая характеристика аккумуляторной батареи 6ТСТ-132ЭМС

 


Номинальное напряжение, В ....................................12

Разрядный ток при 10-часовом разряде, А........................12

Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и средней температуре электролита 30 °С, А-ч..................................132

Допустимое конечное напряжение на элемент при разряде током 10-часового разряда, В ..............................................1,7

Разрядный ток при 5-минутном стартерном режиме разряда, А . . . 396

Емкость при 5-минутпом стартерном режиме разряда и начальной температуре электролита 30 °С, А-ч..................................30

Допустимое конечное напряжение па элемент при разряде током 5-минутного стартерного режима разряда, В..........................1,5

Ток нормального заряда, Л......................................11,2

Количество электролита на батарею, л ..............................8

Масса аккумуляторной батареи с электролитом (одного ящика), кг . . 49

 

 

 

 

 

Сухозаряженные батареи от незаряженных отличаются более быстрым вводом в действие (после заливки и пропитки электролитом в течение 3 ч такую батарею достаточно зарядить в течение 5... 8 ч током 10 А или даже можно сразу после пропитки электролитом ставить на тепловоз без предварительной зарядки). На новые тепловозы аккумуляторные батареи устанавливаются без электролита. Гарантийный срок службы аккумуляторной батареи в зависимости от материала сепараторов 12... 18 мес. При грамотном обслуживании аккумуляторные батареи служат 2 ... 3 года.

Наилучший способ эксплуатации аккумуляторных батарей— держать их всегда полностью заряженными. Незаряженные или не полностью заряженные аккумуляторные батареи быстро сульфатируются и теряют емкость.

Температура электролита оказывает большое влияние на работу батареи. Необходимо следить за тем, чтобы она не падала ниже —20 °С, т. е. принимать меры к обогреву батарей. -Нельзя допускать увеличения температуры электролита выше 45 °С, так как при такой температуре аккумуляторная батарея выходит из строя. При исправных батареях температуру можно понизить путем временного отключения батарей от зарядного устройства.

Заливка электролита в батареи и приведение их в рабочее состояние должны производиться на месте эксплуатации тепловоза на зарядной станции квалифицированными специалистами в соответствии с «Едиными правилами ухода и эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей». Качество приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние оказывает решающее влияние на срок службы последних. Дальнейшее обслуживание батарей на тепловозе производится локомотивной бригадой.

В зависимости от климатического района, в котором работают аккумуляторные батареи, их заливают различными по плотности растворами серной кислоты (табл. 6.4).

При замере плотности электролита ареометром к показанию последнего необходимо прибавить температурную поправку в соответствии с табл. 6.5.

При эксплуатации батарей необходимо не реже 1 раза в 2 нед:

очищать батарею от пыли;

очищать выводы батареи и наконечники проводов от окислов;

протирать чистой ветошью поверхность батареи от проли-того на нее электролита, ветошь предварительно должна быть смочена в растворе нашатырного спирта или 10 %-ном растворе соды;

проверять плотность креплений батареи в гнезде;

проверять крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи; для предупреждения порчи выводов батареи не допускать натяжения проводов;

проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия;

проверять во всех аккумуляторах батареи уровень электролита; если уровень электролита окажется ниже нормы, долить дистиллированную воду до требуемого уровня; в холодное время года во избежание замерзания воду следует добавлять непосредственно перед зарядом для быстрого перемешивания ее с электролитом.

Не реже одного раза в 3 мес следить за полнотой заряда аккумуляторов по плотности электролита. Пр и плотности электролита, соответствующей разряженности аккумуляторов более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом (см. ниже), батарею необходимо снять с эксплуатации и отправить на заряд.
 

Доливать электролит или кислоту в аккумулятор воспрещается за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имеет электролит в аккумуляторе до выплескивания.

Хранить батареи с электролитом в случае длительного бездействия следует в прохладном помещении при температуре не выше 0 и не ниже минус 30 °С.

 

 

 

 

6.4. Плотность электролита

Климатический район

Время

Плотность

приврденная

электролита, к 15 °С, г/см1

Заливаемого

В конце первого заряда

Районы с резко континентальным кли­матом с температурой зимой ниже ми­

 

нус 40 °С

Северные районы с температурой зимой

Зима

1,290

1,310

Лето

1,250

1,270

Круглый

1,270

1,290

до минус 40 °С

Центральные районы с температурой

год То же

1,250

1,270

зимой до минус 30 °С Южные районы

»

1,230

1,250

Тропики

»

1,210

1,230

 

 

6.5. Температурная поправка

 

Температура

электролита.

С

Поправка к показанию ареометра

Температура

электролита,

С

Поправка к показанию ареометра

+60

+0,03

0

—0,01

+45

+0,02

— 15

—0,02

+30

+0,01

—30

—0,03

+ 15

0,00

—40

—0,04

 

 

 

Плотность электролита, приведенная к 15 °С, г/см3:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..