Реле-регулятор служит для автоматического
включения генератора в электрические цепи тепловоза, поддержания
напряжения в заданных пределах и предохранения генератора от перегрузок.
Реле-регулятор РРТ-32 (рис. 6.3) представляет собой сочетание
электромагнитных реле, обеспечивающих надежность
параллельной работы аккумуляторной батареи и
зарядного генератора при различных режимах его работы.
Рис. 6.3. Схема реле-регулятора РРТ-32:
I — реле обратного тока; II — ограничитель тока; III — регулятор
напряжения; Ш— обмотка напряжения; С —токовая обмотка; У — ускоряющая
обмотка; Дс, Вс, Ус — резисторы; В — выравнивающие обмотки; К —
компенсирующие обмотки; Г — генератор Г-732А; Ш1+Я,— ЯШ2 — обозначение
клемм на клеммной коробке генератора и реле-регулятора; БА —
аккумуляторная батарея
Напряжение включения реле, В ..............................25 . . .27
Обратный ток включения реле, Л..............................2. ..8
Напряжение, поддерживаемое регулятором при 1500 об/мин коленчатого вала
и нагрузке генератора 41 ... 52 А, В ............27 ... 29
Нагрузка генератора, ограничиваемая реле, А..................45 ... 53
Во время работы дизеля при 700 об/мин напряжение генератора не достигает
24 В и напряжение аккумуляторной
батареи оказывается выше напряжения генератора. При
этом ток из аккумуляторной батареи может пройти в генератор и батарея
начнет разряжаться, а величина разрядного тока из-за малого
сопротивления обмотки якоря генератора увеличится настолько, что обмотка
может сгореть. Для автоматического отключения аккумуляторной батареи от
генератора при понижении его напряжения до величины, меньшей величины
напряжения батареи, в реле-регуляторе предусмотрено реле / обратного
тока, которое автоматически подключает генератор к батарее после того,
как напряжение генератора становится выше напряжения батарей.
При частоте вращения коленчатого вала дизеля от 700 до 1500 об/мин и
выше напряжение генератора может сильно повыситься и вывести из строя
все включенные потребители. Для автоматического поддержания напряжения
генератора в пределах 27... 29 В в реле-регуляторе имеются два
регулятора напряжения, которые действуют одновременно и включены каждый
в одну из параллельных ветвей шунтовой обмотки возбуждения генератора.
Таким образом, сила тока, проходящего через каждый из регуляторов,
уменьшается вдвое, что увеличивает срок их службы.
Для защиты обмоток генератора от перегрузки в реле-регуляторе
вмонтированы два ограничителя тока, включенных по одному в каждую из
параллельных ветвей обмотки возбуждения генератора.
Реле обратного тока состоит из сердечника, шунтовой обмотки Ш, токовой
обмотки С, ярма, якоря, контактов и пружины. Каждый из регуляторов
напряжения имеет шунтовую обмотку Ш и компенсирующую К.
Ограничители тока отличаются от регуляторов напряжения тем, что вместо
шунтовой обмотки они имеют сериесную обмотку С, а вместо компенсирующей
— выравнивающую В и ускоряющую У.
Пять реле, составляющие реле-регулятор РРТ-32, смонтированы на одной
общей текстолитовой панели, размещенной в корпусе, закрытом крышкой.
Внутри корпуса имеются необходимые для работы реле-регуляторов
сопротивления. Реле-регулятор РРТ-32 имеет пять внешних выводных
зажимов, четыре из них +Я, Ш, Ш, +Б размещены снизу корпуса, пятый М —
справа корпуса.
Реле-регуляторы РР-106 (рис. 6.4) состоят из трех электромагнитных
приборов, смонтированных на общей панели и заключенных в общий кожух:
реле обратного тока, замыкающего и размыкающего цепь между генератором и
аккумуляторными батареями в зависимости от частоты вращения генератора;
ограничителя тока, предохраняющего генератор от перегрузки; регулятора
напряжения, поддерживающего в определенных пределах напряжение
генератора при изменениях частоты вращения и нагрузки в условиях
эксплуатации.
Для включения в электросхему реле-регуляторы имеют
зажимы Б, Ш и Я (у РР-106 неэкранированные, у РР-107 экранированные,
штепсельного типа).
Провода, соединяющие зажимы Ш и Я реле-регулятора и генератора, должны
быть надежно изолированы от массы двигателя. Токоведущие жилы проводов
реле-регуляторов РР-107 при подключении их к экранированным зажимам не
должны
касаться корпуса накидной гайки и корпуса
реле-регулятора. При невыполнении этих условий могут перегреться и
сгореть обмотки реле-регулятора.
Рис. 6.4. Схема реле-регулятора РР-106 и РР-107:
1 — реле обратного тока; 2, 8 — последовательные обмотки; 3 —
ограничитель тока; 4 — добавочный резистор; 5 — регулятор напряжения; 6,
9 — параллельная обмотка; 7 — генератор; Я — добавочный резистор 120 Ом
для РР-106 и 80 Ом для РР-107
Техническая характеристика реле-регулятора
РР-106
Напряжение включения реле обратного тока при
20 °С, В ........................................24,4 . . . 27,0
Обратный ток выключения реле, А................0,5 . . . 6,0
Напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения при 20 °С и при
частоте вращения якоря генератора 2500 об/мин,
В................................24,7 . . . 30,2
при токе нагрузки 5 А
Максимальный ток нагрузки, допускаемый ограничителем тока,
А....................................9 ... 11
Зазоры, мм:
между контактами реле обратного тока, не менее 0,25
между якорем и сердечником реле обратного тока:
при разомкнутых контактах ..................0,60 . . . 0,80
при замкнутых контактах ....................0,25 . . . 0,45