ЦЕПИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ВОЗБУДИТЕЛЯ В СИСТЕМАХ
МАШИННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА ТЭЗ
Для уяснения особенностей работы машинных систем регулирования мощности
рассмотрим цепи возбуждения возбудителя электрической схемы тепловоза
ТЭЗ. Основное возбуждение возбудителя создается с помощью трех обмоток
главных полюсов — независимой, параллельной и последовательной (рис.
245). Обмотка НВ— ННВ независимого возбуждения возбудителя В получает
питание от вспомогательного генератора ВГ при включенном контакторе ВВ
возбуждения возбудителя: провод 407, предохранитель 107, диод ДЗВ заряда
батареи, провода 404, 419, замкнутые контакты контактора ВВ, провод 730,
резисторы СП, СВВ, обмотка ИВ— ННВ, провода 445УС.2, 300, 408. С помощью
резисторов СП и СВВ устанавливаются необходимый ток независимого
возбуждения возбудителя и заданная мощность тягового генератора. При
переводе главной рукоятки контроллера на 2-ю позицию срабатывает реле
РУ8, его замыкающий контакт между проводами 734 и 732 закорачивает
резистор СП. Поэтому со 2-й позиции контроллера значительно
увеличиваются возбуждение возбудителя и генератора, величина тока в
силовой цепи и сила тяги тепловоза. Реле управления РУ1 включается на
16-й позиции контроллера и своим размыкающим контактом между проводами
773 и 774 вводит в цепь независимого возбуждения возбудителя участок
резистора СВВ. Дело в том, что на этом режиме работы тепловоза
приводится в действие система дополнительного регулирования мощности
дизель-генератора, предусматривающая добавочное намагничивание полюсов
возбудителя с помощью его регулировочной обмотки Р—PP. Суммарная
магнитодвижущая сила обмоток возбудителя доводится до необходимой
величины путем снижения тока в независимой обмотке.
При отключении отдельных неисправных тяговых двигателей выключение
одного из рубильников ОМ1—6, ОМ2—3 или ОМ4—5 позволяет ввести в цепь
независимой обмотки участок резистора СВВ, обеспечивая снижение
возбуждения и мощности генератора для предупреждения перегрузки
работающих тяговых электродвигателей. '
Параллельная обмотка ШВ— ШШВ возбудителя включена на зажимы возбудителя
и питается током, вырабатываемым возбудителем, через регулировочный
резистор СВВ. Замыкающий контакт между проводами 931 и 930 реле
управления РУ1 шунтирует участок резистора СВВ для корректировки
мощности генератора при 16-м положении контроллера.
Последовательная обмотка КВ—ККВ возбудителя
соединена последовательно с обмоткой ЯВ—ЯЯВ его якоря. Через
последовательную обмотку проходит весь ток возбудителя. Дифференциальная
обмотка О—00 возбудителя включена параллельно участку силовой цепи,
состоящему из кабелей и обмотки добавочных полюсов ДП тягового
генератора. Поэтому по дифференциальной обмотке возбуждения возбудителя
проходит часть тока тягового генератора. При увеличении тока в силовой
цепи прямо пропорционально ему увеличивается ток в дифференциальной
обмотке, размагничивающей возбудитель. Следовательно, с увеличением тока
генератора будет усиливаться размагничивание
возбудителя, понижаться его напряжение и напряжение генератора.
Благодаря этому мощность тягового генератора, равная произведению его
тока на напряжение, поддерживается близкой к постоянной.
Регулировочная обмотка возбудителя Р—РР и тахогенератор Т1 позволяют
более полно использовать мощность дизеля тепловоза независимо от
изменения температуры обмоток электрических машин и от величины
мощности, потребляемой вспомогательными механизмами. Регулировочная
обмотка включена в цепь тахогенератора Т1 и вспомогательного генератора
ВГ. Ток в ней зависит от разности напряжений этих генераторов. При
максимальной частоте вращения вала дизеля напряжение тахогенератора
больше напряжения вспомогательного генератора и ток тахогенератора
проходит по регулировочной обмотке. В этом случае возбуждение
возбудителя и тягового генератора достигает номинальной величины,
реализуется наибольшая мощность дизеля. В случае уменьшения частоты
вращения коленчатого вала и якоря тахогенератора вследствие включения
дополнительных нагрузок или других причин снизится напряжение
тахогенератора, уменьшится ток в регулировочной обмотке. Это приведет к
некоторому размагничиванию возбудителя и уменьшению возбуждения и
мощности тягового генератора. Существенное снижение частоты вращения
коленчатого вала будет предотвращено.
Тахогенератор имеет независимое возбуждение. Его обмотка возбужде-
ния Т1—ТТ1 питается током от вспомогательного генератора. Тахогенератор
Т1 настроен для работы только при номинальной частоте вращения вала
дизеля, а на всех других положениях контроллера машиниста он не
участвует в процессе регулирования мощности генератора.
Обмотка М—ММ ограничения тока, расположенная на полюсах возбудителя, и
тахогенератор Т2 поддерживают в период трогания и разгона тепловоза
максимально допустимый ток тягового генератора, тем самым они
обеспечивают быстрый разгон поезда, предотвращают боксование колес и
предупреждают перегрузку генератора и тяговых электродвигателей
чрезмерным током.
Обмотки ограничения тока и якоря тахогенератора Т2 включены параллельно
следующему участку силовой цепи: барабан и пальцы реверсора ПР, обмотки
возбуждения 1-го и 6-го тяговых электродвигателей 1 и 6, шунт амперметра
104 и обмотка добавочных полюсов ДП тягового генератора. Электродвижущая
сила тахогенератора Т2 направлена навстречу падению напряжения на
указанном участке силовой цепи. При достижении предельного тока в
силовой цепи падение напряжения на этом ее участке становится больше э.
д. с. тахогенератора, и по обмотке пойдет ток. Создаваемый
ограничительной обмоткой магнитный поток будет размагничивать
возбудитель. Благодаря этому уменьшается возбуждение генератора и
практически предотвращается дальнейшее увеличение тока в силовой цепи.
При таком токе будет происходить разгон тепловоза.
Прохождение тока по ограничительной обмотке
возбудителя в обратном направлении предотвращается выпрямителем ВС2.
Обмотка независимого возбуждения Т2—ТТ2 тахогене-ратора Т2 питается
током вспомогательного генератора.