20 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ТЕПЛОВОЗА

  Главная      Учебники - Тепловозы     Как устроен и работает тепловоз. 3-е издание (В.А. Дробинский, П.М. Егунов ) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

20 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ТЕПЛОВОЗА

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ТЕПЛОВОЗА

 

 

Чтобы лучше понять взаимную связь электрических машин, электрической аппаратуры и другого электрооборудования, реально существующие электрические цепи тепловоза представляют в виде схем. Знание электрических схем требуется не только для понимания работы оборудования тепловозов, управления тепловозом, но и для быстрого обнаружения появляющихся в процессе эксплуатации отдельных неисправностей электрооборудования. Необходимо уметь читать схему, т. е., пользуясь условным ее графическим изображением, проследить путь прохождения тока в электрических цепях локомотива при всех режимах его работы, определить связь и взаимодействие всего электрического оборудования.

Электрические машины, аппараты и другие устройства на тепловозах соединены с помощью гибких проводов. В зависимости от силы тока нагрузки применяются провода различного поперечного сечения: от 300 мм2 в силовой цепи до 1—2,5 мм2 в цепях управления и автоматики. Провода выполняются из медной проволоки с
резиновой или пластмассовой изоляцией в оплетке, пропитанной консервирующими составами.

Для облегчения поиска провода, изображаемые на электрической схеме тепловоза в виде линий, пронумерованы по участкам. Отдельные участки проводов схемы управления соединены с помощью соединительных зажимов, состоящих из изолирующего основания и контактных винтов с гайками. На винты надеваются наконечники соединяемых проводов и надежно зажимаются гайками. С помощью стяжных шпилек соединительные зажимы объединяются в соединительную колодку. На тепловозах прежних выпусков широко применялись соединительные рейки с наборами контактных винтов. Соединительные колодки и рейки устанавливают главным образом в аппаратных камерах и пультах управления тепловозами.

Отсоединить отдельные электрические аппараты на тепловозах можно с помощью штепсельных разъемов общепромышленного назначения, состоящих из колодок и вставок с контактными штырями и гнездами (например, см. рис. 239).

При работе тепловозов по системе многих единиц управление всеми
секциями осуществляется с одного поста управления одним машинистом. Для взаимосвязи цепей управления и сигнализации тепловозы оборудованы межтепловозными соединениями. На раме каждой секции тепловоза около буферного бруса установлены розетки с контактными бронзовыми штырями, к которым присоединяют провода электрической схемы. Съемное межтепловозное соединение состоит из двух штепселей с гнездами, связанными проводами в виде единого жгута (рис. 241). Штепсели своими гнездами устанавливают на штыри розеток, объединяя электрические цепи отдельных секций. Штепсели и розетки уплотняются с помощью резины для предупреждения попадания в них дождевой влаги, которая нарушает работу электрооборудования.

В цепях ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, управления и автоматики на тепловозах применяются ленточные и проволочные резисторы. Ленточные резисторы (рис. 242, а), рассчитанные на большие нагрузки, выполнены из фехралевой ленты, навитой на ребро на трубчатые ребристые изоляторы. Фехраль — это сплав железа с хромом и алюминием.

 

 

Удельное электрическое сопротивление у фехраля в 60—75 раз больше, чем у меди. Фехралевые резисторы при работе могут без ущерба нагреваться до 750—900°С.

Трубчатые изоляторы размещены на стальных держателях, которыми крепятся к стойкам с помощью изолированных шпилек н круглых фарфоровых изоляторов. К ленте резисторов приварены выводы для соединения с проводами электрической схемы тепловозов. Тепловозные ленточные резисторы могут пропускать ток до 300 А и поглощать мощность до 2,15 кВт.

Проволочные резисторы представляют собой проволоку из материала с высоким удельным сопротивлением, намотанную на фарфоровые или керамические цилиндры (рис. 242, б). Общее сопротивление резисторов определяется подбором диаметра и длины их провода. Регулируемые резисторы снабжены охватывающими шинками и шунтирующими перемычками. Передвигая шинку (хомутик) по резистору, можно изменять его рабочее сопротивление в электрической цепи.

Резисторы на стойках крепятся к панели из изолирующего материала.

Эти резисторы рассчитаны на рабочий ток в пределах до 5—10 А и поглощают мощность до 350 Вт.

 

 

 

Рис, 241. Межтепловозное соединение

 


 

Рис. 242. Резисторы:
а — ленточные; б - проволочные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..