НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
ТЕПЛОВОЗА
Чтобы лучше понять взаимную связь электрических
машин, электрической аппаратуры и другого электрооборудования, реально
существующие электрические цепи тепловоза представляют в виде схем.
Знание электрических схем требуется не только для понимания работы
оборудования тепловозов, управления тепловозом, но и для быстрого
обнаружения появляющихся в процессе эксплуатации отдельных
неисправностей электрооборудования. Необходимо уметь читать схему, т.
е., пользуясь условным ее графическим изображением, проследить путь
прохождения тока в электрических цепях локомотива при всех режимах его
работы, определить связь и взаимодействие всего электрического
оборудования.
Электрические машины, аппараты и другие устройства на тепловозах
соединены с помощью гибких проводов. В зависимости от силы тока нагрузки
применяются провода различного поперечного сечения: от 300 мм2 в силовой
цепи до 1—2,5 мм2 в цепях управления и автоматики. Провода выполняются
из медной проволоки с
резиновой или пластмассовой изоляцией в оплетке, пропитанной
консервирующими составами.
Для облегчения поиска провода, изображаемые на электрической схеме
тепловоза в виде линий, пронумерованы по участкам. Отдельные участки
проводов схемы управления соединены с помощью соединительных зажимов,
состоящих из изолирующего основания и контактных винтов с гайками. На
винты надеваются наконечники соединяемых проводов и надежно зажимаются
гайками. С помощью стяжных шпилек соединительные зажимы объединяются в
соединительную колодку. На тепловозах прежних выпусков широко
применялись соединительные рейки с наборами контактных винтов.
Соединительные колодки и рейки устанавливают главным образом в
аппаратных камерах и пультах управления тепловозами.
Отсоединить отдельные электрические аппараты на тепловозах можно с
помощью штепсельных разъемов общепромышленного назначения, состоящих из
колодок и вставок с контактными штырями и гнездами (например, см. рис.
239).
При работе тепловозов по системе многих единиц управление всеми
секциями осуществляется с одного поста управления одним машинистом. Для
взаимосвязи цепей управления и сигнализации тепловозы оборудованы
межтепловозными соединениями. На раме каждой секции тепловоза около
буферного бруса установлены розетки с контактными бронзовыми штырями, к
которым присоединяют провода электрической схемы. Съемное межтепловозное
соединение состоит из двух штепселей с гнездами, связанными проводами в
виде единого жгута (рис. 241). Штепсели своими гнездами устанавливают на
штыри розеток, объединяя электрические цепи отдельных секций. Штепсели и
розетки уплотняются с помощью резины для предупреждения попадания в них
дождевой влаги, которая нарушает работу электрооборудования.
В цепях ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, управления и
автоматики на тепловозах применяются ленточные и проволочные резисторы.
Ленточные резисторы (рис. 242, а), рассчитанные на большие нагрузки,
выполнены из фехралевой ленты, навитой на ребро на трубчатые ребристые
изоляторы. Фехраль — это сплав железа с хромом и алюминием.
Удельное электрическое сопротивление у фехраля в
60—75 раз больше, чем у меди. Фехралевые резисторы при работе могут без
ущерба нагреваться до 750—900°С.
Трубчатые изоляторы размещены на стальных держателях, которыми крепятся
к стойкам с помощью изолированных шпилек н круглых фарфоровых
изоляторов. К ленте резисторов приварены выводы для соединения с
проводами электрической схемы тепловозов. Тепловозные ленточные
резисторы могут пропускать ток до 300 А и поглощать мощность до 2,15
кВт.
Проволочные резисторы представляют собой проволоку из материала с
высоким удельным сопротивлением, намотанную на фарфоровые или
керамические цилиндры (рис. 242, б). Общее сопротивление резисторов
определяется подбором диаметра и длины их провода. Регулируемые
резисторы снабжены охватывающими шинками и шунтирующими перемычками.
Передвигая шинку (хомутик) по резистору, можно изменять его рабочее
сопротивление в электрической цепи.
Резисторы на стойках крепятся к панели из изолирующего материала.
Эти резисторы рассчитаны на рабочий ток в пределах
до 5—10 А и поглощают мощность до 350 Вт.
Рис, 241. Межтепловозное соединение
Рис. 242. Резисторы:
а — ленточные; б - проволочные