Наклон кузова в любую сторону и установка его
в поездное положение осуществляются при помощи четырех цилиндров
разгрузки, укрепленных по два с каждой стороны вагона. Цилиндры приводит
в действие сжатый воздух, поступающий в них из запасного резервуара.
Механизм опрокидывания кузова показан на рис. 17, а и б.
Цилиндры 1 разгрузки прикреплены к верхним полкам швеллеров поперечных
балок каждый шестью болтами 3 с гайками 2. Между цилиндрами и швеллерами
поставлены косые шайбы. При нормаль-ном положении кузова шток поршня
вместе с поршнем под действием силы тяжести опускается и заплечики 4
головки штока опираются на верхнюю крышку цилиндра.
Рис. 17. Механизм наклона кузова
вагона-самосвала ВС-50:
а — нормальное положение штоков цилиндров, б — положение штока левого
цилиндра при наклоне кузова на правую сторону
При впуске воздуха под поршень (например, левого
цилиндра) поднимающийся вверх шток поршня, прижатый при подъеме пружиной
к хребтовой балке, выполняет последовательно две операции:
внутренним выступом (зубом) 6 зацепляет за эксцентрик, посаженный на вал
трансмиссии; этот вал, вращаясь, повертывает собачку механизма запирания
кузова и освобождает кузов со стороны разгрузки; в результате кузов
может опрокинуться только на правую сторону;
наружным углублением правый выступ 5 упирается в малый выступ рога 7 и
повертывает кузов до тех пор, пока его центр тяжести не переместится
вправо за центр вращения кузова (за середину вагона); дальнейшее
опрокидывание кузова происходит под действием силы тяжести.
С правой стороны кузова (со стороны его наклона) рог опрокидывания,
опускаясь, пройдет через отверстие, имеющееся во внутреннем выступе 6
головки штока, а затем своим правым выступом опустится в углубление
наружного выступа 5 этой головки. После разгрузки воздух впускают под
поршень правого цилиндра. Посту пая вверх, воздух увлекает за собой
шток, а последний поднимает правую половину кузова. При этом верхний рог
опрокидывания 7, двигаясь по радиусу, будет немного отходить вправо
(наружу вагона) и отодвигать шток. Такое положение штока дает
возможность его выступу 6 при движении мимо трансмиссии не зацепить за
эксцентрик (не освободить механизм запирания кузова с левой стороны
вагона). В результате этого кузов, вернувшись в горизонтальное положение
(исходное), под действием сил инерции не опрокинется на левую сторону
вагона
После установки кузова на место поршень и шток опускаются вниз. При этом
пружина вновь отодвигает шток в нормальное положение, т. е. к хребтовой
балке вагона. Цилиндр наклона кузова является механизмом одностороннего
действия. Поступательное движение вверх поршень получает под действием
воздуха, а движение вниз — под действием силы тяжести.
Корпус цилиндра, верхняя и нижняя крышки изготовлены из чугунного литья.
Корпус цилиндра с двух сторон имеет опорные лапы, усиленные
вертикальными ребрами, при помощи которых он укреплен болтами на
поперечных балках. В нижней крышке цилиндра есть прилив для крепления
трубы, подводящей воздух. Для герметичности цилиндра в месте соединения
крышки с корпусом стоит кольцевая прокладка из резины или паронита.
Литой чугунный поршень цилиндра соединен с направляющей поршня —
цельнотянутой трубой (наружный диаметр 273 мм, толщина стенок 8 мм). В
верхней крышке цилиндра имеется отверстие для центрирования трубы
поршня.
Плотное прилегание поршня к цилиндру осуществлено при помощи манжеты,
распорного кольца, подтягивающего манжету
к корпусу цилиндра, прижимного кольца и стяжных
болтов. Манжета поршня изготовлена из кожи или из маслостойкой
морозоустойчивой резины. Шток поршня с фасонной верхней головкой имеет
слева выступ с углублением для подъема кузова. В этом выступе имеется
прямоугольное отверстие, необходимое для прохода рога опрокидывания 7.
Шток центрируется буртиком сферической формы, который ложится на
центральный прилив верхней крышки, и нижней пружиной, отжимающей шток в
одну сторону (к хребтовой балке вагона).
Шток поршня цилиндра опрокидывания расположен внутри трубы поршня. Чтобы
шток не выскочил из гнезда, он имеет снизу два кольца, которые входят в
лабиринты головки поршня. Два ребра, имеющиеся на стержне штока (со
стороны большого выступа), не
Позволяют ему отклониться от центра Цилиндра влево
(к середине вагона). Рог опрокидывания прикреплен восемью болтами к
вертикальным стенкам и нижним полкам швеллеров средних поперечных балок
кузова (над цилиндром опрокидывания). Рог имеет два выступа: большой —
для опрокидывания кузова с грузом и малый — для опоры при переходе
кузова из наклонного положения в поездное.
Рис. 18. Механизм запирания кузова
вагона-самосвала ВС-50 (при горизонтальном
положении кузова)