ЧЕТЫРЕХОСНЫЕ ВАГОНЫ-САМОСВАЛЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ
50 т КОЛЕИ 1520 (1524) мм
9.
ВАГОНЫ-САМОСВАЛЫ ВС-50
Вагоны-самосвалы ВС-50 грузоподъемностью 50 т (рис. 15) изготовлялись
Калининградским вагоностроительным заводом в послевоенные годы. Однако
на многих предприятиях они до сих пор эксплуатируются. Отличительной
особенностью этих первых отечественных вагонов-самосвалов является
вращающийся кузов, который своими шарнирными опорами опирается на нижнюю
раму.
Нижняя рама вагона-самосвала ВС-50. Металлическая нижняя рама
состоит из хребтовой балки, двух шкворневых балок, двух буферных
брусьев, связанных раскосами с хребтовой балкой, опор кузова на раме и
четырех поперечных швеллеров для крепления цилиндров опрокидывания. Рама
вагона опирается на подпятники тележек шкворневыми балками, на которых
снизу поставлены стальные литые пятники, прикрепленные к раме восемью
заклепками. Хребтовая балка является основным несущим элементом рамы и
служит для воспринятия вертикальных статических нагрузок кузова, груза и
реакций опор разгрузочных цилиндров, а также горизонтальных динамических
нагрузок. Хребтовая балка изготовлена в виде бруса равного сопротивления
из двутавров № 30, сваренных и усиленных сверху накладкой из листа
толщиной 4 мм.
На хребтовой балке укреплены запасные резервуары, тормозная и
разгрузочная магистрали, рычажная передача тормоза и механизм наклона
кузова. Поперечные балки нижней рамы вагона, где имеются цилиндры,
расположены в средней части рамы. Каждая из них состоит из швеллера №
20, укрепленного на хребтовой балке, и верхнего угольника, который лежит
на двутаврах и концами, -в виде изогнутых консолей, поддерживает нижний
швеллер. Благодаря этому все усилия передаются от разгрузочного цилиндра
на хребтовую балку.
Шкворневая балка рамы состоит из литых стальных
боковых кронштейнов, перекрытых сверху и снизу накладками. На верхнем
листе хребтовой балки установлены восемь нижних стальных литых
пустотелых опор кузова, прикрепленных к балке заклепками. Эти опоры
имеют отверстия для соединения с верхними опорами кузова. На концах
хребтовой балки имеются два буферных бруса, на которых смонтировано
центрирующее приспособление автосцепки и буфера. Во избежание перекоса
при кососимметричном ударе в буферах брусья укреплены раскосами,
состоящими каждый из двух швеллеров № 16. Концы раскосов при помощи
косынок присоединены в передней части к верхнему нижнему листу буферного
бруса, а в задней части — к двутаврам хребтовой балки.
Буферный брус, расположенный со стороны тормозной площадки, состоит из
двух соединенных электросваркой металлических листов, верхнего и нижнего
штампованных листов толщиной по 10 мм. К буферному брусу прикреплены
болтами следующие детали и узлы вагона: автосцепка; буфера; концевые
краны левой и правой разгрузочных магистралей; концевой кран питательной
магистрали; концевой кран тормозной магистрали и соединительные рукава;
трафареты магистралей «Разгрузка», «Питание», «Тормоз»; кронштейн и
державка расцепного рычага; подножка; стоп-кран тормоза; поручень
сцепщика; винт ручного тормоза; поручень площадки. Буферный брус,
расположенный со стороны нетормозной площадки, сконструирован так же,
как и брус, находящийся в противоположной части вагона. Для
теплоизоляции и предохранения от скольжения пол тормозной площадки
покрыт сосновыми досками толщиной 50 мм, прикрепленными болтами к
верхнему листу буферного бруса.
Рис. 15. Вагон-самосвал ВС-50 грузоподъемностью
50 т