Самовсасывающий центробежно-лопастной насос
СЦЛ-20-24а (рис. 64) предназначен для перекачки бензина, керосина и
воды. Насосы изготавливают правого и левого вращения. Направление
вращения ротора указано стрелкой на корпусе насоса.
Он имеет две ступени — центробежную и лопастную. Основными деталями
насоса являются: корпус, крышка корпуса, крышка промежуточная, колесо
центробежное, колесо вихревое, вал.
Корпус насоса имеет осевой подвод к центробежному колесу, который
заканчивается патрубком с фланцем для подсоединения всасывающего
трубопровода. В верхней части на фланце корпуса есть колпак,
обеспечивающий самовсасывание насоса в начальные периоды его работы. При
монтаже колпак может быть повернут относительно продольной оси насоса на
любой угол, кратный 36°. Для отвода перекачиваемой жидкости в колпаке
выполнен напорный патрубок.
Для отделения воздуха от перекачиваемой жидкости в период всасывания под
колпаком установлен воздухоотделитель, изготовленный из листового
оцинкованного железа и закрепленный на выступах промежуточной крышки и
внешней крышки корпуса насоса.
Промежуточная крышка отделяет центробежную ступень от лопастной и,
крепится болтиками к фланцу корпуса насоса. Она образует рабочий канал
центробежного колеса. Внешняя крышка корпуса прикреплена к фланцу
корпуса насоса, образуя камеру лопастного колеса.
В нижней части корпусов центробежного и лопастного колес предусмотрены
пробки для слива нефтепродукта. Ротор насоса вращается на двух
шарикоподшипниках и состоит из вала, центробежного и лопастного колес.
Центробежное колесо закреплено на валу при помощи шпонки и зафиксировано
от осевого перемещения при помощи пружинных колец. Разделение напорной и
всасывающей полостей центробежной ступени осуществляется путем
лабиринтного уплотнения, образованного бронзовой втулкой и ступицей
рабочего колеса.
Лопастное колесо закреплено на валу при помощи шпонки и вращается между
двумя стальными кольцами, установленными на торцах в расточках внешней и
промежуточной крышек.
Шарикоподшипники установлены в расточках приливов корпуса и внешней
крышки насоса и закрыты крышками задней глухой и передней с расточкой
для выхода вала. На крышках установлены пресс-масленки для подачи смазки
в полости подшипников. Для исключения попадания нефтепродукта в
подшипники в расточках крышки и корпуса установлены кольца-отбойники и
обоймы с резиновыми манжетами. Резиновые манжеты также предотвращают
подсос воздуха при работе насоса в режиме всасывания. Просочившееся
топливо отводится через отверстия в обоймах для резиновых манжетов, в
крышке корпуса и в корпусе насоса.
В каждой обойме установлено по три резиновых
манжета, которые поджимаются с помощью металлического кольца. Причем два
манжета установлены уплотнительными кольцами в сторону рабочего колеса,
а один в сторону подшипника. Этим достигается более плотное прилегание
поясков манжетов к валу и тем самым более надежное уплотнение по валу.
При вращении ротора перекачиваемая жидкость, предварительно залитая в
насос, захватывается центробежным колесом 9 и по переводному каналу
отбрасывается в левую полость корпуса насоса к вихревому колесу 10.
Вихревое колесо, захватывая жидкость, вытесняет ее в воздухоотделитель.
.
Освободившееся межлопаточное пространство заполняется воздухом, который
поступает из всасывающего трубопровода. Воздух выбрасывается также в
воздухоотделитель.
Прд прохождении образовавшейся эмульсии через воздухоотделитель
перекачиваемая жидкость поступает через боковые каналы в колпак, а
воздух выходит через отверстия в боковых стенках и направляющие каналы в
верхнюю часть колпака. Из колпака жидкость вновь поступает на вихревое
колесо. Процесс повторяется до тех пор, пока из всасывающей линии не
будет откачан воздух и пока она не заполнится перекачиваемой жидкостью.
В этом случае поступившая жидкость захватывается лопатками колес и
выбрасывается в колпак и напорный трубопровод.. Освободившееся
пространство заполняется новой порцией жидкости. Процесс перекачки
жидкости продолжается непрерывно до остановки насоса.
Насос СЦЛ-20-24а устанавливают без доработок на автомобиле-цистерне
АЦ-8-500А, При установке на автомобиле-цистерне АЦ-8,5-255Б
конструктивная доработка насоса заключается в замене колпака 17 колпаком
сварной конструкции с большим диаметром и меньшими размерами по высоте.
При этом параметры насоса остаются без изменения.