Насос СВН-80А (рис. 63) разработан на базе насоса
СВН-80. Главным направлением данной разработки явилось улучшение
технико-эксплуатационных параметров и усовершенствования узлов с целью
повышения надежности их работы при сохранении размеров присоединительных
устройств насоса СВН-80.
Насос СВН-80А выпускают правого и левого вращения. Направление вращения
ротора указано стрелкой на корпусе насоса.
Основными конструктивными элементами насоса также, как и насоса СВН-80,
являются корпус и ротор.
Корпус служит для конструктивного объединения всех элементов в насосе,
для подвода жидкости к рабочему колесу, отвода потока жидкости от него и
для преобразования скоростной энергии потока, выходящего из колеса, в
давление. Он состоит из всасывающей и напорной секций, которые
изготовлены из алюминиевого сплава Ал9 и соединяются между собой с
помощью стяжных шпилек.
Обе секции имеют сквозные расточки в центре и соосные с ними расточки
для установки обойм неподвижных колец торцовых уплотнений и корпусов
подшипников, а также глухие каналы,
сообщающие центральную расточку с межлопаточным
пространством рабочего колеса в зоне размыкателя. В боковых приливах
имеются отверстия для слива просачивающейся через торцовые уплотнения
перекачиваемой жидкости.
Герметичность мест разъема в корпусе насоса и регулировка зазоров
обеспечивается набором бумажных прокладок различной толщины.
Всасывающая секция дополнительно имеет боковое окно входного канала для
подвода перекачиваемой жидкости к основаниям лопаток рабочего колеса.
Напорная секция дополнительно имеет канал переменного сечения и окно
выходного канала для отвода потока в напорный патрубок.
Начало и конец канала переменного сечения разделены размыкателем, плотно
прилегающим к торцу колеса. В нижней части напорной секции имеется
отверстие для слива из насоса остатков перекачиваемой жидкости, которое
закрыто пробкой. Ротор насоса представляет собой вал, на котором
закреплены рабочее колесо, подвижные кольца торцового уплотнения и
отстойник.
Ротор вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в корпусах и
закрытых крышками: задней глухой и передней с расточкой для выхода вала.
Корпусы и крышки подшипников закреплены при помощи шпилек. Вал ротора
изготовлен из стали 3X13 и имеет посадочные места для подшипников, паз
для шпонки рабочего колеса, резьбовые отверстия для винтов торцового
уплотнения, кольцевые пазы для стопорного кольца подшипника и фиксации
отбойника, отверстия для закрепления полу-муфты.
Рабочее колесо изготовлено из алюминия и имеет 18 лопаток, соединенных в
верхней части ободом. Ступица колеса имеет кольцевые пазы, в которые
установлены остальные кольца. Отбойник изготовлен из полипропилена и
предназначен для уменьшения утечки смазки из полости подшипника.
Торцовое уплотнение служит для уплотнения вращающегося вала. Оно
обеспечивает малые, ограниченные по величине утечки жидкости и состоит
из: неподвижного кольца, вращающегося кольца, нажимного кольца, пружины,
резинового кольца, обоймы и упорного кольца.
Неподвижное кольцо изготовлено из стали 9X18. Вместе с резиновым
манжетом неподвижное кольцо устанавливается в обойму. Такая установка
обеспечивает самоустановку неподвижного кольца в процессе эксплуатации.
Вращающееся кольцо -изготовлено из углеграфита 2П-1000 и пропитано
жидким бакелитом марки А. Оно поджимается к неподвижному кольцу пружиной
через нажимное кольцо. Уплотнение по валу обеспечивается резиновым
кольцом, установленным в расточке вращающегося кольца. Вращение
нажимного кольца обеспечивается упорным кольцом, закрепленным с помощью
штифта на валу ротора.
Перед пуском в насос заливается перекачиваемая жидкость. При вращении
колеса- его лопатки приводят во вращательное движение протекающий поток
жидкости, увеличивая его механическую энергию. Под действием
центробежных сил жидкость, отбрасывается к периферии рабочего колеса в
канал переменного сечения. Образуется жидкостное кольцо. Часть жидкости
через окно напорной секции выбрасывается в напорный патрубок, а часть
жидкости через глухие каналы поступает в расточки всасывающей и напорной
секций.
Вместо жидкости в межлопастное пространство рабочего колеса поступает
жидкостно-воздушная эмульсия, которая перемещается лопатками через окно
в напорной секции в напорный патрубок.
Происходит откачка воздуха из всасывающей линии насоса. После заполнения
всасывающей линии и насоса жидкость под
действием центробежных сил поступает в канал
переменного сечения, где, двигаясь по винтовой траектории и попадая в
межло-паточное пространство, получает приращение механической энергии и
поступает в зоне размыкателя через окно в напорный патрубок. Этот
процесс продолжается непрерывно до остановки насоса.
Как в процессе всасывания, так и в процессе перекачки происходит
поступление перекачиваемой жидкости в расточки напорной и всасывающей
ступени через глухие каналы. Это обеспечивает разгрузку рабочего колеса
от осевых сил и охлаждение контактных пар торцовых уплотнений.