Насосы автомобильных цистерн для нефтепродуктов

       Учебники - АЗС, Нефть     Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов (Рыбаков К.В. и др.) - 1979 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Насосы автомобильных цистерн для нефтепродуктов

 



На автомобильных цистернах применяются, лопастные насосы и насосы трения главным образом центробежно-вихревые и вихревые.

На отдельных видах автомобильных цистерн применяются объемные насосы главным образом поршневые.

Поршневые насосы для больших подач в настоящее время полностью, вытеснены лопастными насосами. Это связано прежде всего с большими размерами и массой, неравномерностью подачи перекачиваемой жидкости, наличием легкоизнашивающихся деталей (клапанов), а также трудностями, связанными с увеличением подачи в связи с возникновением инерционных явлений. Поэтому, несмотря на наличие таких достоинств, как возможность пуска насоса без предварительного залива перекачиваемой жидкости и подачи небольших количеств жидкости под большим давлением, они не нашли широкого применения на автомобильных цистернах. На автомобильных цистернах применяются в основном ручные поршневые насосы с небольшими подачами. Они используются для зачистки цистерн от остатков и выдачи нефтепродукта в мелкую тару.

Работа центробежного насоса основана на взаимодействии лопаток- рабочего колеса с обтекающим их потоком жидкости. Поток жидкости имеет радиальное направление, и потому в работу включаются центробежные силы. Преобразование кинетической энергии потока жидкости в потенциальную энергию давления осуществляется в спиральной камере. Приращение энергии жидкости в насосе определяется конструкцией рабочего колеса, размерами и числом его оборотов. При постоянной частоте вращения насоса каждому значению подачи насоса соответствует определенное приращение энергии жидкости, т. е. напора. К недостаткам центробежных насосов следует отнести: необходимость заполнения насосов перекачиваемой жидкостью перед каждым
 

их пуском; ограниченность применения центробежных насосов для малых подач ввиду низкого КПД и сложности отливки корпуса с узкими проточными каналами; отсутствие самовсасывающей способности.

Принцип действия вихревого насоса также основан на передаче энергии от лопаток колеса потоку жидкости. При этом жидкость подается к основаниям радиальных лопаток колеса через боковые окна и отводится от колеса по периферийному боковому кольцевому каналу, выполненному в корпусе насоса. Кольцевой канал заканчивается напорным патрубком, который отделен от окон для подвода жидкости размыкателем.

Жидкость, вошедшая через боковые окна в межлопаточное пространство колеса, под действием центробежных сил отбрасывается в кольцевой канал, где движется по винтовой траектории и периодически попадает вновь в межлопаточное пространство. Многократность приращения энергии потока жидкости в кольцевом канале приводит к тому, что вихревой насос при прочих равных условиях развивает больший напор, чем центробежный. Это позволяет изготавливать вихревые насосы с меньшими габаритными размерами и весовыми показателями в сравнении с центробежными, кроме того, такая конструкция насоса позволяет перекачивать как сплошные потоки жидкости, так и жидкостно-газовые смеси, т. е. обладает самовсасывающей способностью. Основными недостатками вихревых насосов является низкий КПД насоса (до 50%) и быстрый износ стенок корпуса, прилегающих к торцам колеса, ввиду малых осевых зазоров (0,15—0,3 мм). Кроме того, при увеличении подачи вихревого колеса возрастает относительная скорость потока и резко снижается давление около входной кромки рабочего, колеса. Величина этого давления тем ниже, чем больше относительная скорость потока на входе в межлопаточные каналы.

Это приводит к появлению кавитации в вихревых насосах. Указанные недостатки ограничивают область применения вихревых насосов. Однако при малых подачах они конкурируют с центробежными.

Антикавитационные свойства вихревых насосов могут быть улучшены при условии повышения давления на входе вихревого насоса. Это достигается установкой дополнительного центробежного колеса.

Насосы, состоящие из двух колес — центробежного и вихревого, получили название центробежно-вихревые. В насосах этого типа жидкость подводится по входному каналу к центробежному колесу и выбрасывается им в спиральную камеру. Оттуда через входные окна вихревой камеры поток направляется к вихревому колесу и далее по каналам в напорный патрубок насоса.

В центробежно-вихревых насосах полное давление создается вихревым и центробежным колесами, которые включаются либо, последовательно, либо параллельно. Поэтому общий КПД центробежно-вихревых насосов выше, чем у вихревых, и составляет приблизительно 55% . Зависимости мощности, КПД и напора от подачи приведены на рис. 60. Технические характеристики насосов приведены в приложении 5.
 

 

 

 

 

 

Рис. 60. Зависимость от производительности насосов при работе на воде:
а — капора; б —мощности; в — коэффициента полезного действия;
1 — насос СВН-80А при л=1450 об/мин; 2 — насос СВН-80; 3 —насос СЦЛ-20-24А: 4 — насос СЦН-60-4
при л=3000 об/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..