Самовсасывающий вихревой насос СВН-80 (рис. 61)
состоит из корпуса и ротора. Корпус насоса разъемный, состоит из трех
секций: всасывания, промежуточной и напорной, которые стягиваются между
собой шпильками. Ротор насоса состоит из вала, колес всасывания и
нагнетания. Вал опирается на два шарикоподшипника, установленных в
корпусах. Шарикоподшипники закрыты крышками: задней глухой и передней с
расточкой для выхода вала. Герметичность
по валу обеспечивается семью манжетами, из которых шесть запрессованы в
корпусы подшипников по три в каждый и одна - в переднюю крышку. Манжеты
находятся под давлением перекачиваемого нефтепродукта, что предотвращает
подсос воздуха в местах уплотнения по валу. Напорная и всасывающая
секции имеют фланцы для присоединения трубопроводов. На внутренней
стороне напорной секции закреплен винтами корпус вакуумной камеры,
крышка которого закреплена винтами на смежной стороне промежуточной
секции. В корпусе вакуумной камеры помещается колесо всасывания, которое
закрепляется на валу шпонкой. Промежуточная секция и секции всасывания
образуют рабочую камеру для колеса нагнетания и полость для подвода к
нему нефтепродукта. Колесо нагнетания устанавливается на валу и
закрепляется шпонкой.
Принцип действия насоса заключается в следующем.
Нефтепродукт из всасывающего патрубка поступает в полость
всасывающей секции 15, из которой через всасывающее
окно подводится к лопаткам колеса нагнетания 5.
Пройдя через колесо нагнетания, нефтепродукт поступает по каналу
переменного сечения промежуточной секции в ее левую полость, из которой
через окно поступает в напорную секцию.
Одновременно нефтепродукт через окно поступает на лопатки колеса
всасывания, пройдя которые, через напорное окно поступает в напорную
секцию. В результате этого в вакуумной камере образуется
разряжение и в нее поступает воздух из всасывающей линии. Воздух
перемещается лопатками всасывающего колеса через напорное окно вакуумной
камеры в напорную секцию.
Этот процесс происходит непрерывно до тех .пор, пока всасывающая линия
насоса не освободится от воздуха и не заполнится перекачиваемой
жидкостью.
Для обеспечения образования постоянного жидкостного кольца в вакуумную
камеру непрерывно поступает нефтепродукт по наклонным сверлениям в
корпусах напорной секции и вакуумной камеры из напорного патрубка.
По окончании процесса засасывания перекачка нефтепродукта осуществляется
колесом нагнетания. При этом освободившееся пространство заполняется:
новой порцией нефтепродукта. Этот процесс происходит непрерывно до
остановки насоса.
Насос СВН-80 устанавливается на автомобилях-цистернах АЦ-4,2-130,
АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и ТСВ-6, при этом необходимо учесть, что на
автомобилях-цистернах АЦ-4,0-131 и АЦ-4,3-131 насос дорабатывается, а на
остальных устанавливается без доработки.
Доработка насоса СВН-80 -на автомобилях-цистернах АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131
заключается в том, что вместо передней крышки насоса 24 (см. рис. 61)
установлен фланец 14 (рис. 62), на котором закреплен редуктор
спидометра. В корпусе редуктора размещены ведущая шестерня,
устанавливаемая на валу насоса, и ведомая шестерня 6, передающая
вращение гибкому валу. Передаточное отношение шестерен 5 : 1.
Смазка в подшипниках насоса подается через масленку 4, а в корпусе
редуктора через масленку 3.
Для слива жидкости на насосе вместо сливных пробок установлены штуцера 2
и переходники 12, трубки которых выведены под левый топливный бак
автомобиля и закрыты пробками.
Насос выпускают правого и левого вращения. Направление указано стрелкой
на корпусе насоса.