Порядок следования вагонов в составе поезда называют схемой. В ней
(прил. 1) указывают число мест, предлагаемых пассажирам, а также
особенности их использования (по брони, для инвалидов и т.д.).
В пассажирские поезда включают общие вагоны (81 место), межобластные с
местами для сидения (68—72 места), плацкартные (54 места), купейные (36
мест), мягкие (СВ) спальные вагоны (18—19 мест). Скорые поезда назначают
при устойчивом постоянном пассажиропотоке. В их схемы включают вагоны с
местами для лежания. В схемах элитных поездов предусматривают вагоны VIP
(8 мест), вагоны-салоны, купейные вагоны с местами для сидения и др.
Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут располагаться как в
головной, так и в хвостовой части поезда. Вагоны-рестораны, купейные
вагоны с радиоузлом и мягкие (СВ) вагоны обычно находятся в середине
состава. Схемы составов различаются в зависимости от направления,
специфики и характеристики пассажиропотока, числа обращающихся на
участке поездов и других факторов. В составы скорых фирменных поездов
включены передвижные камеры хранения (Пкх) ручной клади, оборудованные в
багажных или открытых вагонах.
В схемах поездов указывают количество мест, предназначенных для
пассажиров и работников поездной бригады. Как правило, нижние места
имеют нечетные номера, а верхние — четные. В вагонах СВ все места
нижние. В вагонах международных поездов первая цифра обозначает номер
купе, а вторая — номер полки, поэтому в билете может быть указано место
96, что означает верхнюю полку в девятом купе. При обычной нумерации это
место 36.
Для улучшения условий труда проводников в поездах, имеющих длительный
оборот, выделяются дополнительные места для хранения
постельного белья: в плацкартных (ЦМО) вагонах это
места 53—54, в купейных (ЦМК) места 1—4 — служебные, а места 37—38
продаются пассажирам. В штабных вагонах (так называют купейные вагоны с
радиостудией — Кр) всех поездов места 33—36 выделяются для сопровождения
нарядов транспортной милиции. Также в штабных вагонах выделяются места
для отдыха работников вагона-ресторана (ВР). Например, в фирменном
поезде № 25/26 «Сибиряк» сообщением Новосибирск—Москва в штабном вагоне
мест для пассажиров нет вообще: места с 1 по 4 — для проводников, с 5 по
8 — для начальника поезда, с 9 по 16 — для отдыха работников
вагона-ресторана, с 29 по 32 — для сотрудников МВД. На местах с 17 по 20
оборудовано детское купе, с 21 по 24 — бытовое купе, с 33 по 36 —
душевая кабина. В купе с местами 25—28 оборудована билетная касса с
терминалом системы «Экспресс-3», который работает в пути следования.
Порядковый номер вагона устанавливается по схеме на весь путь
следования. Если из пунктов формирования и оборота поезд отправляется
под разными номерами, то в книжке расписания номер вагона указывают
через дробь. Как правило, если поезд в пути следования меняет
направление движения, то вагон следует под одним и тем же номером как из
пункта формирования, так и из пункта оборота. В таких случаях на станции
объявляют, что нумерация вагонов либо с головы, либо с хвоста состава.
На тупиковых станциях, например, в Санкт-Петербурге, диктор объявит, что
в поезде нумерация вагонов либо со стороны Москвы либо со стороны
вокзала. Вагоны, в которых следуют пассажиры, нумеруются по порядку.
Почтовые, багажные, вагоны-рестораны, передвижные камеры хранения
порядковых номеров не имеют.
В схеме поезда предусматриваются факультативные вагоны, которые включают
в состав поезда при увеличении пассажиропотока. Такие вагоны в схемах
обозначают строчной буквой «ф». Проездные документы в эти вагоны
оформляются не ранее 5 дней до отправления поезда. Также в схемы поездов
включают вагоны оперативного назначения. Места в них оформляются, как
правило, в день отправления.
С учетом колебаний пассажиропотока возможно применение схем двухгруппных
поездов, которые в пути следования разделяются на два состава и следуют
в разные пункты назначения. Например, двух-группный поезд № 605
сообщением Москва — Курск, Льгов курсирует при снижении пассажиропотока
в осенне-зимний период. Из Москвы он идет одним составом и по прибытии
на станцию Орел разъединяется на два поезда: № 105 до Курска и № 141 до
Льгова. При увеличении пассажиропотока в праздничные и каникулярные дни
двухгруппная схема отменяется, и из Москвы каждый поезд следует по
отдельному расписанию. Планомерная работа по организации курсирования
многогруппных поездов позволяет обеспечить, с одной стороны, доступность
транспортной услуги населению, когда интенсивность пассажиропотока не
обеспечивает наполняемость состава. С другой стороны, в этих же условиях
обеспечивается рентабельность пассажирской работы в межсезонье.
Разработаны графики для таких поездов: № 389/390 Владикавказ,
Кисловодск—Адлер, № 509/510 Барнаул, Омск—Адлер и др.
В схеме поезда предусматривают также вагоны с переменным трафаретом. В
такие вагоны проездные документы оформляются не далее той станции, на
которой меняется трафарет. Например, в составе поезда № 182/181
Москва—Челябинск в оба направления установлен переменный трафарет в
плацкартных вагонах № 4/12 по станции Ульяновск и № 5/11 по станции
Бугульма. Это означает, что из Москвы в эти вагоны могут быть оформлены
проездные документы не далее названных станций. В то же время на
станциях Ульяновск и Бугульма в вагоны с переменным трафаретом будут
выдаваться проездные документы с указанием номеров мест как со станции
отправления.
Переменный трафарет может присваиваться не всему вагону, а только
определенным местам, и может быть установлен в одном направлении. Так, в
этом же поезде в купейном вагоне № 10 из Москвы переменный трафарет
установлен для двух купе: места с 5 по 8 по станции Димитровград и места
с 9 по 12 по станции Нурлат.
Переменные трафареты устанавливаются для вывоза пассажиров с
промежуточных станций. По этой причине переход пассажиров на
освобождающиеся места не разрешается. При этом нижние полки
предоставляются в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам, больным и
престарелым пассажирам.
При недостаточном пассажиропотоке для формирования группы и тем более
целого поезда назначают вагоны беспересадочного сообщения. Они следуют
по установленному маршруту с перецепкой к двум или нескольким поездам.
Часть пути беспересадочные вагоны могут следовать в составе пригородного
поезда. В рассмотренной схеме состава поезда № 181 от Челябинска до
Ульяновска следуют прицепные вагоны № 22 и 23 сообщением Новосибирск—
Ульяновск. В Челябинск эти беспересадочные вагоны прибывают из
Новосибирска с поездом № 11 Чита—Челябинск. Проездные документы в вагоны
беспересадочного сообщения в первую очередь оформляют пассажирам,
которые следуют до пунктов назначения этих вагонов или до станций,
расположенных далее станции перецепки.
Ряд вагонов может иметь признак повышенной комфортности. В схемах такие
вагоны обозначают прописной буквой «У». Эти вагоны отличаются улучшенным
интерьером и дополнительным съемным оборудованием, изготовленным по
дизайнерским проектам. Пассажиру предоставляются печатная продукция,
питание и санитарно-гигиенический пакет. Плата за пользование
постельными принадлежностями входит в стоимость проезда. Наоборот, в
некоторых фирменных поездах следуют вагоны, проезд в которых оформляют
по обычному тарифу. Такие «нефирменные» вагоны называют альтернативными,
в схемах обозначают прописной буквой «Н».
В составах некоторых поездов штабные вагоны отличаются наличием
специализированного купе для проезда инвалида в коляске и
сопровождающего его лица (места 29 и 30). В таких купейных вагонах с
нерабочей стороны имеется широкий туалет, тамбур оборудован
поворотно-подъемным устройством для посадки и высадки инвалида в
коляске. Например, в схеме поезда № 25/26 «Смена» сообщением
Санкт-Петербург—Москва вагон № 9/7 указан с символом «И».
Если в состав не включен предусмотренный схемой вагон-ресторан, то
служебные места передаются в продажу. Оформление проездных документов в
такие вагоны производится в день отправления после сверки схемы поезда.
В схеме поезда указывают принадлежность состава к подразделению приписки
(депо, участок, дирекция) и государству. Также указано, сколько составов
находится в обороте, тип отопления и тормозного оборудования вагонов.