Схемы железнодорожных составов

  Главная       Учебники - Транспорт ж/д     Организация билетно-кассовой работы

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1.4.2. Схемы железнодорожных составов

Порядок следования вагонов в составе поезда называют схемой. В ней (прил. 1) указывают число мест, предлагаемых пассажирам, а также особенности их использования (по брони, для инвалидов и т.д.).

В пассажирские поезда включают общие вагоны (81 место), межобластные с местами для сидения (68—72 места), плацкартные (54 места), купейные (36 мест), мягкие (СВ) спальные вагоны (18—19 мест). Скорые поезда назначают при устойчивом постоянном пассажиропотоке. В их схемы включают вагоны с местами для лежания. В схемах элитных поездов предусматривают вагоны VIP (8 мест), вагоны-салоны, купейные вагоны с местами для сидения и др.

Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут располагаться как в головной, так и в хвостовой части поезда. Вагоны-рестораны, купейные вагоны с радиоузлом и мягкие (СВ) вагоны обычно находятся в середине состава. Схемы составов различаются в зависимости от направления, специфики и характеристики пассажиропотока, числа обращающихся на участке поездов и других факторов. В составы скорых фирменных поездов включены передвижные камеры хранения (Пкх) ручной клади, оборудованные в багажных или открытых вагонах.

В схемах поездов указывают количество мест, предназначенных для пассажиров и работников поездной бригады. Как правило, нижние места имеют нечетные номера, а верхние — четные. В вагонах СВ все места нижние. В вагонах международных поездов первая цифра обозначает номер купе, а вторая — номер полки, поэтому в билете может быть указано место 96, что означает верхнюю полку в девятом купе. При обычной нумерации это место 36.

Для улучшения условий труда проводников в поездах, имеющих длительный оборот, выделяются дополнительные места для хранения

 

постельного белья: в плацкартных (ЦМО) вагонах это места 53—54, в купейных (ЦМК) места 1—4 — служебные, а места 37—38 продаются пассажирам. В штабных вагонах (так называют купейные вагоны с радиостудией — Кр) всех поездов места 33—36 выделяются для сопровождения нарядов транспортной милиции. Также в штабных вагонах выделяются места для отдыха работников вагона-ресторана (ВР). Например, в фирменном поезде № 25/26 «Сибиряк» сообщением Новосибирск—Москва в штабном вагоне мест для пассажиров нет вообще: места с 1 по 4 — для проводников, с 5 по 8 — для начальника поезда, с 9 по 16 — для отдыха работников вагона-ресторана, с 29 по 32 — для сотрудников МВД. На местах с 17 по 20 оборудовано детское купе, с 21 по 24 — бытовое купе, с 33 по 36 — душевая кабина. В купе с местами 25—28 оборудована билетная касса с терминалом системы «Экспресс-3», который работает в пути следования.

Порядковый номер вагона устанавливается по схеме на весь путь следования. Если из пунктов формирования и оборота поезд отправляется под разными номерами, то в книжке расписания номер вагона указывают через дробь. Как правило, если поезд в пути следования меняет направление движения, то вагон следует под одним и тем же номером как из пункта формирования, так и из пункта оборота. В таких случаях на станции объявляют, что нумерация вагонов либо с головы, либо с хвоста состава. На тупиковых станциях, например, в Санкт-Петербурге, диктор объявит, что в поезде нумерация вагонов либо со стороны Москвы либо со стороны вокзала. Вагоны, в которых следуют пассажиры, нумеруются по порядку. Почтовые, багажные, вагоны-рестораны, передвижные камеры хранения порядковых номеров не имеют.

В схеме поезда предусматриваются факультативные вагоны, которые включают в состав поезда при увеличении пассажиропотока. Такие вагоны в схемах обозначают строчной буквой «ф». Проездные документы в эти вагоны оформляются не ранее 5 дней до отправления поезда. Также в схемы поездов включают вагоны оперативного назначения. Места в них оформляются, как правило, в день отправления.

С учетом колебаний пассажиропотока возможно применение схем двухгруппных поездов, которые в пути следования разделяются на два состава и следуют в разные пункты назначения. Например, двух-группный поезд № 605 сообщением Москва — Курск, Льгов курсирует при снижении пассажиропотока в осенне-зимний период. Из Москвы он идет одним составом и по прибытии на станцию Орел разъединяется на два поезда: № 105 до Курска и № 141 до Льгова. При увеличении пассажиропотока в праздничные и каникулярные дни двухгруппная схема отменяется, и из Москвы каждый поезд следует по отдельному расписанию. Планомерная работа по организации курсирования многогруппных поездов позволяет обеспечить, с одной стороны, доступность транспортной услуги населению, когда интенсивность пассажиропотока не обеспечивает наполняемость состава. С другой стороны, в этих же условиях обеспечивается рентабельность пассажирской работы в межсезонье. Разработаны графики для таких поездов: № 389/390 Владикавказ, Кисловодск—Адлер, № 509/510 Барнаул, Омск—Адлер и др.

В схеме поезда предусматривают также вагоны с переменным трафаретом. В такие вагоны проездные документы оформляются не далее той станции, на которой меняется трафарет. Например, в составе поезда № 182/181 Москва—Челябинск в оба направления установлен переменный трафарет в плацкартных вагонах № 4/12 по станции Ульяновск и № 5/11 по станции Бугульма. Это означает, что из Москвы в эти вагоны могут быть оформлены проездные документы не далее названных станций. В то же время на станциях Ульяновск и Бугульма в вагоны с переменным трафаретом будут выдаваться проездные документы с указанием номеров мест как со станции отправления.

Переменный трафарет может присваиваться не всему вагону, а только определенным местам, и может быть установлен в одном направлении. Так, в этом же поезде в купейном вагоне № 10 из Москвы переменный трафарет установлен для двух купе: места с 5 по 8 по станции Димитровград и места с 9 по 12 по станции Нурлат.

Переменные трафареты устанавливаются для вывоза пассажиров с промежуточных станций. По этой причине переход пассажиров на освобождающиеся места не разрешается. При этом нижние полки предоставляются в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам, больным и престарелым пассажирам.

При недостаточном пассажиропотоке для формирования группы и тем более целого поезда назначают вагоны беспересадочного сообщения. Они следуют по установленному маршруту с перецепкой к двум или нескольким поездам. Часть пути беспересадочные вагоны могут следовать в составе пригородного поезда. В рассмотренной схеме состава поезда № 181 от Челябинска до Ульяновска следуют прицепные вагоны № 22 и 23 сообщением Новосибирск— Ульяновск. В Челябинск эти беспересадочные вагоны прибывают из Новосибирска с поездом № 11 Чита—Челябинск. Проездные документы в вагоны беспересадочного сообщения в первую очередь оформляют пассажирам, которые следуют до пунктов назначения этих вагонов или до станций, расположенных далее станции перецепки.

Ряд вагонов может иметь признак повышенной комфортности. В схемах такие вагоны обозначают прописной буквой «У». Эти вагоны отличаются улучшенным интерьером и дополнительным съемным оборудованием, изготовленным по дизайнерским проектам. Пассажиру предоставляются печатная продукция, питание и санитарно-гигиенический пакет. Плата за пользование постельными принадлежностями входит в стоимость проезда. Наоборот, в некоторых фирменных поездах следуют вагоны, проезд в которых оформляют по обычному тарифу. Такие «нефирменные» вагоны называют альтернативными, в схемах обозначают прописной буквой «Н».

В составах некоторых поездов штабные вагоны отличаются наличием специализированного купе для проезда инвалида в коляске и сопровождающего его лица (места 29 и 30). В таких купейных вагонах с нерабочей стороны имеется широкий туалет, тамбур оборудован поворотно-подъемным устройством для посадки и высадки инвалида в коляске. Например, в схеме поезда № 25/26 «Смена» сообщением Санкт-Петербург—Москва вагон № 9/7 указан с символом «И».

Если в состав не включен предусмотренный схемой вагон-ресторан, то служебные места передаются в продажу. Оформление проездных документов в такие вагоны производится в день отправления после сверки схемы поезда.

В схеме поезда указывают принадлежность состава к подразделению приписки (депо, участок, дирекция) и государству. Также указано, сколько составов находится в обороте, тип отопления и тормозного оборудования вагонов.
 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..