Понятие «проездные документы» включает в себя совокупность различных
документов, различающихся по способам оформления, видам применяемых
тарифов, способу оплаты, периоду действия и другим признакам, которые
определяют отношения пассажира и перевозчика. Общим для всех проездных
документов является их связь в той или иной форме с основной
транспортной услугой — перевозкой пассажира из пункта отправления в
пункт назначения.
1.1. Нормативные документы по пассажирским перевозкам
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
(2003 г.) определяет условия и основы взаимодействия транспортных
структур между собой и с органами государственной власти. Законодательно
определены взаимоотношения трех субъектов; перевозчика, владельца
инфраструктуры и пользователя услуг железнодорожного транспорта. Важно
подчеркнуть, что впервые как перевозчиком, так и владельцем
инфраструктуры может стать любое юридическое или физическое лицо при
соблюдении требова-' ний, установленных законами.
В п. 1 ст. 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в
Российской Федерации» декларируется обязанность железнодорожного
транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности
физических, юридических лиц и государства в перевозках. В ст. 2
приведены основные понятия. Пассажир в юридическом плане является
пользователем услуг. Перевозчиком может быть юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель, которые принимают на себя обязанность
доставить пассажира в пункт назначения. Перевозчик, в свою очередь, на
договорной основе пользуется услугами владельцев инфраструктуры и
операторов подвижного состава.
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации» (2003 г.) содержит конкретное определение понятия «пассажир»
(далее по тексту — Устав). В соответствии со ст.
Устава пассажиром считают лицо, которое совершает
поездку в поезде по действительному проездному документу, либо имеющее
проездной документ (билет) и находящееся на станции, вокзале или
пассажирской платформе непосредственно перед поездкой или после ее
завершения.
В ст. 80 Устава определены требования к вокзалам. На вокзале должны
работать билетные кассы и справочные бюро, функционировать помещения для
багажной работы и хранения ручной клади, залы ожидания и комнаты отдыха
пассажиров. На крупных вокзалах предусмотрены комнаты матери и ребенка,
рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и
санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров.
На уровне правительственного документа действуют «Правила оказания услуг
по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов,
багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (2005 г.),
далее по тексту — Правила оказания услуг. Правилами определены
требования к информации об оказываемых услугах, которую обязан
предоставить перевозчик, порядок их оказания, права пассажиров, а также
порядок рассмотрения претензий.
Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном
железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС России от 26 июля
2002 г., служат нормативным документом на ведомственном уровне (далее по
тексту — Правила перевозок). В них содержатся конкретные условия и
нормативы, порядок применения тех или иных положений и действий в
различных ситуациях, например, выдачи проездного документа за наличный
расчет, по безналичному расчету или бесплатно (п. 11).
К отраслевым документам следует отнести стандарт, в котором содержатся
требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах (ОСТ 32-24-93)
с изменениями, внесенными в 2001 г.
Следует подчеркнуть, что все эти нормативные документы действуют при
поездках по России и в поездах российского формирования.