БЕЛАРУС Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М. Руководство - часть 4

 

  Главная      Учебники - Трактора     МАШИНЫ ШАХТНЫЕ "БЕЛАРУС" Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М - руководство по эксплуатации Ш353М-0000010 РЭ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

БЕЛАРУС Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М. Руководство - часть 4

 

 

В задней части платформы расположены лючки (рисунки 13 и 14) для за-
чаливания троса. Перед спуском в шахту необходимо вывинтить болты 2 и от-
крыть крышки лючков.
4.4 Обкатка машин
Для машин установлен период обкатки, равный 600 км, а в период обкатки
машины МПЛ-373М насосным агрегатом должно быть разлито не менее 100
цистерн воды.
В процессе обкатки детали машины прирабатываются, что способствует
дальнейшей их длительной работе. Недостаточная и некачественная обкатка
приводит к значительному сокращению срока службы машины.
Перед обкаткой выполнить ежесменное техническое обслуживание. После
этого произвести обкатку двигателя на холостом ходу в течение 5 минут с посте-
пенным увеличением частоты вращения до максимальной.
Во время обкатки машины необходимо:
- не допускать движение в тяжелых дорожных условиях;
- двигатель загружать не более чем на 50 % от номинальной мощности;
- следить за тепловым режимом работы двигателя, не допускать как пере-
грева, так и чрезмерного охлаждения;
- проверять степень нагрева коробки передач, редуктора заднего моста и
тормозных барабанов. При сильном нагреве необходимо выяснить причину на-
грева и устранить неисправности.
После обкатки необходимо выполнить работы, изложенные в подразделе
6.3.
5 Использование машины
5.1 Требования безопасности при эксплуатации машины
При эксплуатации машины необходимо выполнить следующие требова-
ния:
- техническое состояние тормозной системы, рулевого управления, ходо-
вой части должно отвечать требованиям безопасности соответствующих стан-
дартов и настоящего РЭ;
- не допускать движение машины с неработающим двигателем и компрес-
сором;
-
не допускать работу машины с неисправными контрольно-
измерительными приборами;
- запрещается движение машины в горных выработках без включенных
фар;
- количество перевозимых пассажиров не должно превышать числа мест,
указанных в подразделе 1.2;
- при перевозке людей боковые дверные проемы должны быть перекрыты
предохранительными цепочками;
- буксировка неисправной машины в подземных выработках должна про-
изводиться только с помощью жесткой сцепки длиной не более 4 м.
При эксплуатации машины кроме требований, указанных в настоящем РЭ,
необходимо выполнить требования, изложенные в "Инструкции по безопасному
применению самоходного оборудования с ДВС", в "Правилах безопасности при
разработке подземным способом соляных месторождений Республики Беларусь",
а также в инструкции р-9 по охране труда для машинистов подземных самоход-
ных машин и т.д.
При использовании машины МПЛ-373М и МП- 403М для тушения пожа-
ров следует руководствоваться действующими на рудниках РУП "ПО Беларуска-
62
лий" нормативными документами и инструкциями по ликвидации пожаров в
горных выработках.
5.1.1Требования пожарной безопасности
Машина должна быть оборудована противопожарным инвентарем - лопа-
той и огнетушителем. Работать на машине без средств пожаротушения запреща-
ется.
При заправке машины ГСМ запрещается:
- заправлять машину при работающем двигателе;
- курить при заправке машины топливом;
- заправлять полностью топливные баки машины, необходимо оставлять
объем для расширения топлива;
- заправлять с помощью ведер;
- никогда не добавлять к дизельному топливу бензин или другие легко-
воспламеняющиеся вещества. Эти сочетания могут создать увеличенную опас-
ность воспламенения или взрыва;
Во время эксплуатации машины и проведении ремонтных работ необ-
ходимо руководствоваться следующим требованиями пожарной безопасности:
- покидать машину при работающем двигателе;
- не допускать загрязнения коллектора и глушителя пылью, топливом,
и т. д.;
- не допускать работу машины в пожароопасных местах при снятом капоте
и других защитных устройств с нагретых частей двигателя;
- при работе машины, следить за тем, чтобы вблизи выпускного коллектора
и глушителя не было легко воспламеняемых материалов. В местах с повышенной
пожароопасностью использовать в системе выхлопа искрогасители в комплекте с
глушителем или отдельно;
- не допускать использования открытого пламени для подогрева масла в
поддоне двигателя, для подсветки при заправке топливных баков, для выжигания
загрязнений сердцевины радиатора;
63
- во время ремонтных работ в полевых условиях, связанных с применением
электрогазосварки, необходимо выключать выключатель питания бортовой сети,
очистить детали и сборочные единицы от загрязнений способных возгораться;
- при промывке деталей и сборочных единиц керосином, бензином или
другими легковоспламеняющимися жидкостями, необходимо принять меры, ис-
ключающие воспламенение паров промывочных жидкостей;
- места стоянки машин, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой не
менее 3 метров и обеспечены средствами пожаротушения;
- заправку машин ГСМ производить механизированным способом при ос-
тановленном дизеле. В ночное время применять подсветку. Заправка топливных
баков с помощью ведер не рекомендуется;
- при появлении очага пламени засыпать его песком, накрыть брезентом,
мешковиной или другой плотной тканью. Использовать углекислотный огнету-
шитель. Не заливать горящее топливо водой.
5.2 Подготовка двигателя к пуску
Перед пуском двигателя необходимо выполнить следующие операции:
- проверить уровень масла в картере двигателя, уровень охлаждающей
жидкости в радиаторе и барботажном баке;
- проверить наличие топлива в баке;
- открыть топливный кран и удалить воздух из топливной системы с по-
мощью подкачивающего насоса в соответствии с пунктом 7.1.12.
5.3 Пуск двигателя
При пуске двигателя необходимо:
- установить рычаг переключения передач машины в нейтральное положе-
ние;
- выключить выключатель "масса";
- установить педаль управления подачей топлива в положение соответст-
вующее наибольшей передаче;
64
- повернуть ключ выключателя стартера на щитке приборов в положение 1,
выключить муфту сцепления, включить стартер поворотом ключа в положение II
и пустить двигатель;
Продолжительность непрерывной работы стартера должна быть не более
15 с. Допускается производить последовательно не более трех включений стар-
тера с интервалами от 30 до 40 с. Если после трех включений стартера пуск дви-
гателя не осуществился необходимо найти и устранить неисправность;
- после пуска двигателя плавно включить муфту сцепления, до включения
нагрузки дайте двигателю поработать от 2 до 3 мин сначала на минимальной
частоте вращения холостого хода с постепенным повышением ее до максималь-
ной;
- двигатель считается прогретым и подготовленным к эксплуатации при
температуре ОЖ не менее 40 0С.
ВНИМАНИЕ! РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ БОЛЕЕ
15 МИН НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.
5.4 Трогание машины
Для трогания машины необходимо:
- пустить и прогреть двигатель. Двигатель считается прогретым и подго-
товленным к эксплуатации при температуре охлаждающей жидкости не менее
40 0С;
- создать давление в пневмосистеме не менее 0,65 МПа, для растормажива-
ния машины;
- снизить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 700 об/мин;
- выжать до отказа педаль сцепления, включить вторую передачу (при пол-
ной загрузке машины или при трогании на подъеме включить первую передачу)
снять машину со стояночного тормоза, при этом должен погаснуть индикатор
стояночного тормоза на индикаторном щитке;
65
- плавно отпустить педаль сцепления, одновременно увеличивая обороты
двигателя;
- проверить исправность тормозной системы на первых метрах пути, плав-
ным нажатием на педаль остановочного тормоза.
ВНИМАНИЕ! НА СПУСКАХ И ПРИ ДВИЖЕНИИ НАКАТОМ ПО ГОРИ-
ЗОНТАЛЬНОМУ УЧАСТКУ ПУТИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСТАНАВЛИВАТЬ
ДВИГАТЕЛЬ, ЧТОБЫ НЕ ИЗРАСХОДОВАТЬ ВЕСЬ ЗАПАС ВОЗДУХА ИЗ
БАЛЛОНОВ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ И НЕ ПРЕКРАТИТЬ ДЕЙСТВИЯ НА-
СОСА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Для восстановления эффективности действия тормозов после преодоления
водных преград необходимо сделать ряд притормаживаний, для удаления влаги с
тормозных накладок и барабанов.
5.5 Переключение передач
Выбор и переключение передач необходимо производить в зависимости от
дорожных условий. Коробка передач снабжена синхронизаторами для включе-
ния второй, третьей и четвертой передач. Передачи нужно переключать обяза-
тельно при выключенном сцеплении.
Если при трогании с места не удается поставить рычаг в требуемое поло-
жение, то не следует пытаться включить передачу резкими толчками рычага, на-
до отпустить педаль сцепления, вторично выключить сцепление и попытаться
снова включить передачу.
Переход с высших передач на низшие нужно производить в следующем
порядке:
- выключить сцепление;
- включить передачу;
- включить сцепление и нажать на педаль управления подачей топлива.
66
При переходе со второй передачи на первую надо обязательно применять
двойное выключение сцепления с промежуточным повышением частоты враще-
ния двигателя следующим способом: выжать педаль сцепления, поставить рычаг
в нейтральное положение, отпустить педаль сцепления, увеличить частоту вра-
щения коленчатого вала двигателя, затем снова быстро нажать на педаль сцепле-
ния и поставить рычаг в положение включаемой передачи, после чего плавно от-
пустить педаль сцепления.
ВНИМАНИЕ! ЗАДНИЙ ХОД ВКЛЮЧАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛНОЙ
ОСТАНОВКИ МАШИНЫ.
Положение рычага переключения передач соответствующее каждой пере-
даче показано на рисунке 9.
5.6 Остановка двигателя
Для остановки двигателя необходимо выполнить следующее:
- после снятия нагрузки снизить температуру охлаждающей жидкости, для
чего проработать от 3 до 5 мин сначала на средней, а затем на минимальной час-
тоте холостого хода;
- выключить подачу топлива, для чего необходимо отпустить педаль пода-
чи топлива, потянуть на себя рукоятку 5 (рисунок
7) и отпустить ее после оста-
новки двигателя;
- выключить выключатель "масса".
5.7 Особенности эксплуатации машины в зимних условиях
Шахтные машины предназначены для работы в подземных калийных руд-
никах с положительной температурой окружающего воздуха.
67
При необходимости использования машины в зимний период (испытаний и
т.д.) условия эксплуатации двигателя и системы очистки отработанных газов ус-
ложняются.
Чтобы обеспечить бесперебойную и надежную работу двигателя в зимний
период, который начинается при понижении температуры окружающего воздуха
до 5 0С и ниже, необходимо заблаговременно подготовить двигатель к переходу
на режим зимней эксплуатации, для чего провести очередное его техническое
обслуживание. Оборудовать двигатель утепленным чехлом (капотом), при тем-
пературе 0 0С и ниже необходимо заправлять систему охлаждения двигателя
только горячей водой с температурой от 50 до 80 0С.
При переходе на режим зимней эксплуатации применять только зимние
сорта масла и топлива. Масляный картер двигателя заправлять моторными мас-
лами типа М-8Г либо М-4/8Г.
При использовании в системе смазки моторного масла М-8Г, без предпус-
кового разогрева, надежный пуск двигателя электростартерной системой обеспе-
чивается до температуры минус 10 0С, а использование моторного масла М-4/8Г
обеспечивает надежный пуск двигателя до температуры минус 20 0С.
При температуре окружающего воздуха ниже минус 20 0С перед пуском
двигателя необходимо промыть систему охлаждения горячей водой, а картер
двигателя заправить маслом температурой от 70 до 80 0С.
В случае отсутствия зимнего моторного масла М-8Г допускается использо-
вать смесь летнего масла М-10Г2 от 10 до 12
% дизельного топлива. При этом
заправку двигателя смесью масла с дизельным топливом можно производить
только после их тщательного перемешивания.
При отсутствии зимних сортов топлива допускается к летнему дизельному
топливу добавлять тракторный керосин в следующих количествах:
-
10 % при температуре от 0 до минус 10 0С;
-
20 % при температуре от минус 10 до минус 20 0С;
-
30 % при температуре от минус 20 до минус 25 0С;
68
-
40-50 % при температуре ниже минус 25 0С.
Для облегчения пуска двигателя при низкой температуре окружающего
воздуха необходимо при включении стартера выключить муфту сцепления и
включить ее плавно после запуска двигателя.
Запрещается подогревать всасываемый воздух перед воздухоочистителем
открытым пламенем и производить пуск двигателя буксировкой машины.
При длительных остановках сливать воду из системы охлаждения во избе-
жание размораживания радиатора и двигателя. Следить затем, чтобы вся вода
была слита и не замерзала в сливных краниках радиатора и блока цилиндров, для
чего прочистить краники проволокой. Для ускорения слива воды из системы не-
обходимо открыть пробку заливной горловины радиатора. После слива воды
краники оставить открытыми.
При установке машины на открытой площадке в конце смены, после оста-
новки двигателя установить рычаг управления топливным насосом в положение,
соответствующее наибольшей подаче, для облегчения пуска.
5.8 Порядок работы поливочной машины
5.8.1 Общие указания
Перед вводом в эксплуатацию поливочной машины необходимо произве-
сти обкатку машины (см. подраздел 4.4).
Машина должна содержаться в полной готовности: заправлена топливом,
маслом, цистерна заправлена водой, укомплектована пожарным оборудованием
и арматурой.
Поливка горных выработок может производиться при подаче воды к раз-
брызгивателям под давлением (насосом) или самотеком.
Положение вентилей (рисунок 15) при различных режимах работы в соот-
ветствии с таблицей 3.
69
Таблица 3 - Положение вентилей при различных режимах работы
Вентиль
Полив
Полив са-
Заправка
Заправка
Тушение
Слив
насосом
мотеком
через люк
своим насосом
пожаров
А
-
-
-
-
-
+
Б
+
+
-
-
-
-
В
-
+
-
-
-
-
Г
+
-
-
-
+
-
+
- вентиль открыт
-
- вентиль закрыт
5.8.2 Заправка цистерны водой
Заправка цистерны водой осуществляется насосом или наполнением цис-
терны через горловину, расположенную на крыше. Насос может закачивать воду
в цистерну из водопроводной сети, оборудованной всасывающей головкой
ГМВ-80 или открытых водоемов. Для заправки цистерны необходимо:
- установить машину с работающим двигателем на стояночный тормоз (ры-
чаг коробки передач должен быть в нейтральном положении) у водоисточника;
- извлечь всасывающий рукав 4 (рисунок 15) из пенала 2;
- снять головку-заглушку 12 со всасывающей головки 11;
- присоединить всасывающий рукав 4 к трубопроводу всасывающей маги-
страли (при необходимости к нему присоединить второй рукав);
- соединить второй конец всасывающего рукава с водоисточником, если
забор воды производится из открытого водоема, то к рукаву присоединяется вса-
сывающая сетка 13, при этом всасывающая сетка должна быть опущена не менее
чем на 300 мм ниже уровня воды, но не на дно;
- открыть вентиль Г. При этом остальные вентили должны быть закрыты;
- включить привод насоса выключателем 9 (рисунок 8), предварительно
выключив муфту сцепления;
70
- установить педалью подачи топлива обороты коленчатого вала двигате-
ля 1900 об/мин.
За заполнением цистерны следить по контрольной трубке 1 (рисунок 15).
После заполнения цистерны необходимо:
- убрать обороты двигателя до холостых (от 600 до 700 об/мин);
- закрыть вентиль Г;
- отключить привод насоса;
- снять и уложить всасывающий рукав, предварительно сняв с него всасы-
вающую сетку 13 и слив из него воду;
- установить головку-заглушку 12 на всасывающую головку 11.
5.8.3 Поливка горных выработок
При поливке горных выработок под давлением, необходимо:
- открыть вентили Б и Г (рисунок 15). При этом остальные вентили и за-
глушки должны быть закрыты;
- включить привод насоса, предварительно выключив муфту сцепления;
- педалью подачи топлива и выбором соответствующей передачи устано-
вить оптимальный режим движения и полива.
При поливке горных выработок самотеком, необходимо:
- открыть вентили Б, В. При этом вентиль Г должен быть закрыт, а голов-
ки-заглушки 12, 18 и 20 должны быть соответственно установлены на головки
11, 17 и 21;
- педалью подачи топлива и выбором соответствующей передачи устано-
вить оптимальный режим движения и полива.
5.8.4 Использование поливочной машины для тушения пожара
При использовании поливочной машины для тушения пожара необходимо:
- извлечь напорный рукав 6 и пожарный ствол 8 из ящика 5 (рисунок 15);
- снять головку-заглушку 18 с напорной магистрали 16;
- присоединить напорный рукав 6 к напорной головке 17;
- присоединить пожарный ствол к напорному рукаву 6;
71
- открыть вентиль Г, при этом остальные вентили должны быть закрыты;
- включить привод насоса;
- педалью подачи топлива установить необходимый режим работы насоса.
5.8.5 Порядок работы после поливки горных выработок или тушения
пожара
Закончив работу на поливочной машине необходимо:
- убрать обороты двигателя до холостых и проработать на этом режиме
минуту;
- отключить привод насоса;
- закрыть соответствующие вентили.
При использовании машины для тушения пожара кроме вышеперечислен-
ных операций необходимо:
- отсоединить пожарный ствол от напорного рукава и закрепить его на
штатном месте;
- отсоединить напорный рукав от напорной головки и уложить его на свое
место;
- установить головку - заглушку на напорную головку.
После возвращения машины к месту стоянки необходимо:
- выполнить в полном объеме ЕТО;
- заправить цистерну водой;
- устранить дефекты в механизмах, замеченные во время работы;
- проверить и очистить поливочное и пожарное оборудование, бывшее в
употреблении во время работы машины;
- привести в порядок всасывающий и пожарный рукава;
- очистить машину от пыли и грязи;
- проверить полноту комплекта поливочного оборудования, пожарной ар-
матуры и инструмента.
72
Ключ 7 относится к специальным ключам и предназначен для смыкания
(размыкания) соединительных головок поливочного оборудования и пожарной
арматуры.
73
5.9 Порядок работы пожарной машины.
5.9.1. Общие указания
Перед вводом в эксплуатацию пожарной машины необходимо произвести
обкатку машины в соответствии с подразделом 4.4 .
Машина должна содержаться в полной готовности: заправлена топли-
вом, маслом, цистерна заправлена водой, укомплектована пожарным оборудова-
нием и арматурой.
По прибытии на место пожара, необходимо выбрать для машины место,
безопасное от воздействия огня. При этом надо стремиться, чтобы длина напор-
ной рукавной линии и количество изгибов при прокладке рукавов были мини-
мальными.
Убедившись в надежности выбранного места необходимо установить ма-
шину с работающим двигателем на стояночный тормоз (рычаг коробки пере-
дач должен быть в нейтральном положении) и приступить к прокладке напорной
линии, а при работе от водоема и всасывающей линии.
Дальнейшие операции по пуску насоса и открытию (закрытию) нужных
вентилей зависят от условий работы (работа от цистерны или другого водоис-
точника).
Таблица 4 - Положение вентилей при различных режимах работы.
Вентиль
Заправка
Тушение пожара
Слив
(рисунок 15)
цистерны
от цистерны
от водоисточника
А
-
-
-
+
Б
+
-
-
-
В
-
+
-
-
+ - вентиль открыт
- - вентиль закрыт
75
5.9.2 Заправка цистерны водой
Заправка цистерны водой осуществляется насосом или наполнением цис-
терны через горловину, расположенную на крыше. Насос может закачивать во-
ду в цистерну из водопроводной сети, оборудованной всасывающей головкой
ГМВ-80 или открытых водоемов. Для заправки цистерны необходимо:
- установить машину с работающим двигателем на стояночный тормоз
(рычаг коробки передач должен быть в нейтральном положении) у водоисточни-
ка;
- извлечь всасывающий рукав 6 (рисунок 16) из пенала 5;
- снять головку-заглушку с заборной головки 14;
- присоединить всасывающий рукав 6 к трубопроводу заборной магистра-
ли (при необходимости к нему присоединить второй рукав);
- соединить второй конец всасывающего рукава с водоисточником, если
забор воды производится из открытого водоема, то к рукаву присоединяется вса-
сывающая сетка 15, при этом всасывающая сетка должна быть опущена не менее
чем на 300 мм ниже уровня воды, но не на дно;
ВНИМАНИЕ: Перед работой насосного оборудования от водоема необхо-
димо предварительное заполнение трубопроводов водой.
- открыть вентиль Б. При этом остальные вентили и заглушки должны
быть закрыты;
- включить привод насоса выключателем 9 (рисунок 8), предварительно
выключив муфту сцепления;
- установить обороты коленчатого вала двигателя 1900 об/мин.
За заполнением цистерны следить по трубке-указателю 11 (рисунок 16).
После заполнения цистерны необходимо:
- убавить обороты двигателя до холостых (от 600 до 700 об/мин);
- закрыть вентиль Б;
- отключить привод насоса;
76
- снять и уложить всасывающий рукав, предварительно сняв с него вса-
сывающую сетку и слив из него воду;
- установить головку-заглушку на заборную головку 14.
5.9.3. Работа от цистерны
При работе машины от цистерны необходимо:
- выполнить работы указанные в подразделе 5.9.1;
- снять заглушку с головки напорной магистрали 9;
- присоединить напорную рукавную линию к головке напорной магист-
рали 9;
- открыть вентиль В, при этом вентили Б и заглушки на остальных маги-
стралях должны быть закрыты;
- включить привод насоса, предварительно выключив сцепление;
- рукояткой ручной подачи топлива 7 установить необходимый режим
работы насоса. При этом давление в напорной магистрали не должно превы-
шать 0,45 МПа.
5.9.4. Работа от других водоисточников
При работе машины от других водоисточников необходимо:
- выполнить работы указанные в подразделе 5.9.1;
- извлечь всасывающий рукав 6 из пенала 5;
- снять заглушку с соединительных головок на заборной 14 и напорной 9
магистралях. Присоединить к заборной магистрали всасывающий рукав 6, вто-
рой конец всасывающего рукава соединить с водоисточником. Если забор во-
ды производится из открытого водоема, то перед опусканием всасывающего ру-
кава в воду присоединить к нему всасывающую сетку, при этом всасывающая
сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды, но не на
дно, предварительно заполнив трубопроводы водой. Присоединить напорную
рукавную линию к головке напорной магистрали 9.
- включить привод насоса, предварительно выключив сцепление;
78

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..