Гидрораспределитель Р 500-51-3 (рис. 71) четырехлинейный, трехпозиционый
с дистанционным электрогидравлическим управлением, предназначен для
управления навесным оборудованием трактора. В корпусе 3
гидрораспределителя, имеющем нагнетательное 1 и сливное 2 отверстия, а
также два отверстия 12, соединяющие маслопроводы с насосом, баком и
гидроцилиндрами, установлены основной трехпозиционный золотник 11, два
дифференциальных клапана 10 и два обратных клапана 9. На корпусе
гидрораспределителя закреплен пилот 5 управления, содержащий два
двухпозиционных управляющих золотника 7, которые разделены пружиной 6 и
передвигаются двумя электромагнитами 4 и 8. В корпусах
гидрораспределителя и пилота выполнены каналы, соединяющие полости
золотников с напорной и сливной линиями.
Функциональная схема гидрораспределителя Р 500-51-3
показана на (рис- 72). Основной золотник 1 удерживается в среднем
положении двумя одинаковыми пружинами 2 и 19 и образует с корпусом
распределителя две торцовые командные полости А и Б и две рабочие
полости П и Ш, Торцовые командные полости А и Б соединены каналами 5 и
18 с проточками управляющих золотников 8 и 11. Рабочая полость П
соединена с поршневыми, а полость Ш со штоковыми полостями
гидроцилиндров. Кроме того, между рабочими полостями П и Ш и сливной
полостью С расположены дифференциальные клапаны 3 и 17. Над
дифференциальными клапанами в каналах, соединенных с проточками
золотников 8 и 11, размещены обратные клапаны 4 и 15.
Рис. 72. Схемы гидрораспределителя P500-51-3 при
различных положениях основного золотника трактора Т-330:
а — «Подъем; б — «Опускание»; в — «Плавающее»; I — основной золотник;
2, 10, 19 — пружины; 3, 17 — дифференциальные клапаны; 4, 15 — обратные
клапаны; 5, 9, 16, 18 — каналы;
6, 14 — электромагниты; 7, 12 — проточки; 8, 11—управляющие золотники;
13 — пилот управления
Нагнетательная полость Н, в которую подается
рабочая жидкость, отделена от рабочих полостей золотником 1 и соединена
каналом 9 с проточками 7 и 12 в корпусе пилота. Управляющие
двухпозиционные золотники 8 к 11 разделены пружиной 10, прижимающей их к
электромагнитам 6 и 14.
Гидрораспределитель Р 500-51-3 обеспечивает следующие режимы работы
навесного оборудования трактора: «Нейтраль»,
«Подъем», «Опускание» и «Плавающее».
В режиме «Нейтраль» электромагниты 6 к 14 пилота управления и
гидроклапана КЭ-500 выключены, поэтому рабочая жидкость
через клапан КЭ-500 идет на слив. В
гидрораспределителе золотники 8 и 11 отжаты пружиной 10 в крайние
положения, поэтому командные полости А и Б через каналы 5 и 18, проточки
и осевые сверления золотников и канал. 16 соединены со сливной полостью
С. Золотник 1 занимает среднее положение, при котором нагнетательная
полость Н отделена от рабочих полостей П и Ш. Дифференциальные клапаны 3
и 17 отделяют рабочие полости П и Ш от сливной полости С.
Штоки гидроцилиндров находятся в зафиксированном положении, так как
штоковая и поршневая полости каждого цилиндра отделены от слива
дифференциальными клапанами-
В режиме «Подъем» (см. рис. 72, а) поднимаются штоки гидроцилиндров и
соединенного с ним навесного оборудования. В этом режиме одновременно
включаются электромагниты клапана КЭ-500, перекрывая слив рабочей
жидкости в бак, и электромагнит 6 пилота управления. Рабочая жидкость
под давлением поступает в нагнетательную полость Н. Золотник 8 под
действием якоря электромагнита сдвигается, сжимая пружину в крайнее
правое положение. Канал 5 отсекается золотником от проточки 7, ведущей
на слив, и соединяется с каналом 9 и нагнетательной полостью Я* Кроме
этого, канал, в котором расположен обратный клапан 4, соединяется со
сливом через канал 16.
Рабочая жидкость по образовавшемуся пути из полости Н поступает в
командную полость Би золотник 1 сдвигается в крайнее правое положение.
Нагнетательная полость Н соединяется с рабочей полостью Ш, и жидкость
подается в штоковые полости гидроцилиндров. Штоки гидроцилиндров,
передвигаясь вверх, вытесняют жидкость из поршневых полостей в рабочую
полость П гидрораспределителя. Дифференциальный клапан 3, внутренняя
полость • которого в крайнем правом положении золотника 8 соединена
через открытый обратный клапан 4 со сливом, поднимается, и жидкость
поступает в сливную линию. Дифференциальный клапан 17 и обратный клапан
15 закрыты, так как каналы перекрыты золотником 11.
При отключении электромагнитов золотники под действием пружин занимают
исходное положение: гидрораспределитель переходит в режим «Нейтраль».
При режиме «Опускание» (см. рис. 72, б) штоки гидроцилиндров опускаются-
В этом режиме включается электромагнит клапана КЭ-500 и электромагнит
14. Золотник 11 перемещается в крайнее левое положение и далее штоки
гидроцилиндров будут опускаться аналогично тому, как поднимались.
В режиме «Плавающее» (см. рис. 72, в) обеспечивается свободное
перемещение навесных орудий под действием внешних сил. В этом режиме
одновременно включены оба электромагнита 6 я 14 пилота управления, а
клапан КЭ-500 работает в режиме «Разгрузка». Обе командные полости А и Б
золотника 1 сообщаются с нагнетательной полостью Н, и золотник находится
в среднем положении. Нагнетательная полость Н отсечена от рабочих
полостей П и Ш, а оба канала, в которых размещены обратные клапаны 4 и
15, соединены со сливом.
Под действием внешней нагрузки на штоки происходит, например, поднятие
навесных орудий. Поршни в гидроцилиндрах перемещаются вверх, жидкость из
поршневых полостей вытесняется, а в штоковые полости засасывается. Слив
жидкости происходит так же, как при режиме «Подъем», через
дифференциальный клапан 3.
Штоковые полости гидроцилиндров заполняются из
сливной линии через дифференциальный клапан 17. Давление в рабочей
полости Ш и внутри дифференциального клапана 17 становится меньше, чем в
сливной полости С, при этом обратный клапан 15 перекрывает путь жидкости
из полости С в дифференциальный клапан. Жидкость в полости С действует
на конический поясок дифференциального клапана 17, клапан поднимается и
открывает доступ жидкости из полости слива в рабочую полость Ш.
Перетекание жидкости при опускании навесных орудий происходит
аналогично.