В настоящее время асфальтобетонные покрытия применяются на дорогах
высокого класса я на городских улицах как завершающая часть дорожной
одежды. Одно- или двухслойные асфальтобетонные покрытия укладывают на
щебеночном или булыжном основании, либо в качестве тонкого коврика
износа на цементобетонных дорожных одеждах.
Нижний слой покрытия укладывают из крупнозернистого, а верхние слои и
коврики износа — из мелкозернистого асфальтобетона, так называемого
песчаного асфальта.
В зависимости от класса дороги и напряженности движения выбирается
толщина слоев асфальтобетонного покрытия. Толщина нижнего
крупнозернистого слоя колеблется от 4,5 до 6 см и в отдельных случаях до
8 см, а толщина верхнего слоя или коврика — от 2,5 до 5 см.
Для приготовления асфальтобетонной смеси выбор соотношения минеральных
составляющих и вяжущего материала — битума или дегтя — зависит главным
образом от имеющихся в наличии материалов. В готовой смеси вяжущий
материал должен полностью покрыть тонкой пленкой все наружные
поверхности каменных материалов и заполнителя (каменной муки).
Строительство асфальтобетонных покрытий состоит в основном из трех
операций—.приготовления асфальтобетонной смеси, транспортирования и
укладки готовой смеси на место и уплотнения уложенного асфальтобетона.
Эти операции сложны и ответственны, поскольку асфальтобетонную массу
можно употреблять только определенной температуры. Укладывать и
уплотнять асфальтобетонное покрытие при температуре смеси ниже заданного
предела запрещается, так как при этом получится брак покрытия как по
прочности, так и по водонепроницаемости.
В свою очередь, приготовление асфальтобетонной смеси разделяется на две
отдельные технологические операции — приготовление битума и
приготовление смеси.
Битум на место строительства доставляют железнодорожным транспортом — в
полувагонах или цистернах.
Перед сливом из железнодорожной тары битум разогревают паром для
придания ему текучести. Разогретый битум сливают в битумохранилища.
В дорожном строительстве применяют главным образом временные
битумохранилища. Они .представляют собой земляную яму глубиной 0,3—1 м,
утрамбованную земляную площадку, обнесенную земляным валом, или
проконопаченный деревянный ящик с дощатым или глинобитным полом.
Битум из хранилищ вручную вырубают ломами или кирками. Для того чтобы
эту работу выполнять не вручную, битум разогревают паром. Разжиженный
битум откачивают из битумохранилища насосом и подают им к потребляющему
агрегату.
Пар, нужный для разогрева битума в полувагонах, цистернах, или
битумохранилащах, получают в стационарных паровых котлах или в
передвижных парообразователях Д-163.
При перевозке по железной дороге и хранении в земляных ямах в битум
проникают вода и различные загрязняющие примеси —- песок, земля и пр.
Перед использованием битума, например, перед розливом автогудронаторами,
или перед перемешиванием с минеральными материалами при приготовлении
асфальтобетона вода должна быть удалена.
Воду удаляют выпариванием в течение определенного времени в битумных
котлах. Одновременно с выпариванием воды битум нагревают до рабочей
температуры 160—180°, при которой он .приобретает жидкотекучесть, легко
разливается автогудронатором и хорошо перемешивается с минеральными
материалами.
Часть загрязняющих примесей осаждается при местном разогреве битума в
хранилищах, а остальные примеси осаждаются в битумных котлах.
В дорожном строительстве для выпаривания воды и разогрева битума
применяют главным образом стационарные битумопла- вильные котлы,
устанавливаемые на кирпичной кладке на территории битумных баз и
асфальтобетонных заводов. В последнее время для этого начали применять
передвижные битумные котлы, не требующие кирпичной кладки и монтажных
работ.
Место битумоплавильных котлов на асфальтобетонном заводе показано на
рис. 159, изображающем общую схему технологического процесса
приготовления асфальтобетонной смеси.
Жидкое топливо 1 и битум 2 доставляют на завод специальным
железнодорожным транспортом и сливают в хранилища. Минеральный порошок
(заполнитель) 5 доставляют также железнодорожным транспортом и сгружают
в закрытые складские помещения.
В зависимости от удаленности асфальтобетонного завода от каменных
карьеров дробленый щебень подвозят железнодорожными составами или
автотранспортом, а в отдельных случаях — вагонетками узкой колеи.
Песок обычно доставляют автосамосвалами из притрассовых карьеров.
Запасы щебня и песка хранят в штабелях на открытом воздухе.
Битум, щебень, песок и заполнитель превращаются в асфальтобетонную смесь
смесителем, являющимся главным агрегатом асфальтобетонного завода.
Рис. 159. Технологический процесс приготовления асфальтобетонной смеои:
1 — жидкое топлизо; 2 — битум; 3 — щебень; 4 — песок; 5 — минеральный
порошок; 6 — смеситель; 7— битумные котлы
Готовую смесь отвозят от смесителя автосамосвалами.
Разогретый битум и другие вяжущие материалы на асфальтобетонных базах и
в смесителях перекачивают битумными насосами. Этими насосами откачивают
битум из битумохранилищ и подают его в котлы; перекачивают битум из
котлов в дозировочный бак смесителя или в цистерну автогудронатора;
впрыскивают битум в мешалку смесителя; перекачивают битум из емкости в
емкость и т. д.
Читать далее: Машины для приготовления асфальтобетонной смеси