|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
Автогрейдеры (самоходные грейдеры)
Автогрейдеры (самоходные грейдеры) в отличие от прицепных, как правило работающих на жестких металлических колесах, имеют пневматический колесный ход и не связаны с тихоходным трактором, благодаря чему могут развивать большие скорости при холостых транспортных пробегах, что повышает их маневренность и улучшает оперативность использования. Автогрейдер Д-144 показан на рис. 109. Задние колеса автогрейдера Д-144 являются ведущими, а передние — рулевыми; задних ведущих колес четыре, передних рулевых — два. Привод к задним колесам осуществляется от двигателя через муфту сцепления, коробку перемены передач, демультипликатор (ходоуменынитель) и карданный вал, которые передают вращение главной передаче заднего моста и затем через передачи в балансирах колесам. Коробка перемены передач имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для движения задним ходом; демультипликатор имеет две передачи. Таким образом, сочетание коробки перемены передач и демультипликатора обеспечивает восемь скоростей движения вперед и две скорости заднего хода. Из этих скоростей три первые передние и обе задние являются рабочими, а остальные передачи используются для движения при холостых транспортных пробегах. Передние рулевые колеса автогрейдера Д-144 поворачиваются в плане червячным рулевым механизмом, приводимым в действие штурвалом с рабочего места водителя. Механизм управления подобен рулевым механизмам грузовых автомобилей. Кроме того, передние колеса автогрейдера Д-144 имеют механизм бокового наклона, необходимый для увеличения устойчивости машины в работе; этот механизм похож на одноименный механизм прицепного грейдера Д-20Б. Рабочее оборудование автогрейдера Д-144 состоит из отвала, укрепленного на тяговой раме, и кирковщика, служащего для рыхления грунтов и ремонтируемых твердых дорожных покрытий. Кирковщик имеет кирок (зубьев) с наконечниками из износостойкой стали. Держатель кирок двумя боковыми тягами присоединяется к упряжным шарнирам на передней головке рамы. Для подъема и опускания кирковщика служит кривошипно- рычажный механизм с приводом от конического и червячного редукторов, объединенных в одном общем корпусе. Для подъема и опускания отвала имеются два редуктора, размещенных по бокам в середине пролета основной рамы. Боковой вынос отвала осуществляется реечно-зубчатым механизмом. Отвал поворачивается в плане при помощи редукторов и зубчатого венца поворотного круга. ОТвал автогрейдера полноповоротный, т. е. поворачивается на 360°. Поэтому на автогрейдере можно работать и при заднем ходе машины. Угол резания отвала регулируют так же, как у прицепных грейдеров. Все механизмы управления рабочим оборудованием приводятся карданными валами от коробки управления, смонтированной на колонке отбора мощности. Автогрейдер Д-144 имеет колодочные гидравлические тормоза на двух задних ведущих колесах для торможения при движении и центральный ручной дисковый тормоз, смонтированный на вторичном валу демультипликатора, включаемый на стоянках и используемый как аварийный. Топливный бак для горючего располагается под сиденьем водителя, перед которым размещены рычаги управления. Отбор мощности автогрейдера Д-144 выполнен независимым (рис. 110), т. е. так, что все механизмы управления рабочими органами и наклоном передних колес могут работать при работающем двигателе независимо от переключений главного сцепления и коробки перемены передач. Валик отбора мощности соединен шлицованным хвостовиком с диском, приболченным к маховику, и проходит внутри первичного вала, на котором смонтированы муфта сцепления и ведущие шестерни коробки перемены передач. Валик 2 посредством конических шестерен 22 приводит нижний вертикальный валик, соединенный с верхним валиком муфтами, к предохранительной шпилькой. На верхнем конце вала укреплена ведущая шестерня, входящая в зацепление с реверсивными шестернями 15, изготовленными заодно с цилиндрическими шестернями 16, подобно, тому как это сделано у грейдер- элеватора Д-192. Реверсирование раздаточных валов, вращающих карданные валы, производится переключением кулачковых муфт при помощи рычажков управления. Пружины на скалках переключения возвращают рычажки и кулачковые муфты в нейтральное положение, как только водитель снимает руку с рычажков. При перегрузке управления в результате повышения сопротивления на рабочем органе предохранительная шпилька 6 срезается, благодаря чему коробка отключается от привода и, таким образом, исключается возможность поломок механизмов управления и отбора мощности. Стояночный центральный тормоз состоит из неподвижного диска, вращающегося диска, посаженного на вторичном валу демультипликатора и оснащенного фрикционными накладками 30, нажимного диска и кожуха. При повороте рычага диск прижимает фрикционные накладки к неподвижному диску, сжимая при этом пружины, связанные с тягами. Вследствие такого зажима дисков прекращается их вращение, а вместе с этим вращение диска и вторичного вала демультипликатора. Так как ходовые колеса жестко связаны со вторичным валом демультипликатора посредством валов и зубчатых передач, то торможение диска передается задним колесам; движение машины сначала замедлится, а затем прекратится. Рычаг для включения тормоза поворачивается рычагом, который стопорится в положении «заторможено» (на себя) собачкой и зубчатым сектором, подобно тормозному устройству автомобилей. При повороте рычага в положение «расторможено» (от себя) пружины тягами отводят диск в исходное положение и освобождают диск. На рис. 110 показаны также педали (левая служит для выключения сцепления, а правая — для включения гидравлических тормозов колес), рычаги переключения передач и штурвал рулевого управления. Привод ведущих колес (рис. 111) состоит из главной передачи и двух бортовых передач. В главную передачу входят зубчатая цилиндрическая пара шестерен, ведущая шестерня которой приводится от карданного вала, промежуточная коническая пара шестерен и цилиндрическая пара, ведомая шестерня которой приводит во вращение полуоси заднего моста. Главная передача, состоящая из трех зубчатых пар шестерен, заключена в литой картер заднего моста, соединенный чулками с балансирами бортовых передач. Ведущие шестерни бортовых передач приводятся от полуосей и через паразитные шестерни передают вращение шестерням, связанным с полуосями ведущих колес. Шестерни заключены в сварной коробке балансира, который может качаться относительно полуоси и чулка заднего моста. Благодаря этому задние колеса легче обходят вертикальные препятствия, а боковая качка машины при встрече колес с препятствиями уменьшается.
Рис. 110. Коробка передач, демультипликатор, отбор мощности и коробка
управления автогрейдера Д-144: Тормоза колес автогрейдера (рис. 113) двухколодочные реверсивные, автомобильного типа с гидравлическим управлением. Колодки с приклепанными тормозными накладками монтируются на диске. Колодки раздвигаются и прижимаются к тормозному барабану исполнительным цилиндром, также укрепленным на диске. Тормозная жидкость нагнетается в исполнительные цилиндры из рабочего цилиндра под воздействием поршня, на который нажимает толкатель. Движение толкателю передается от педали в кабине водителя рычажным механизмом, присоединенным к проушине, ввернутой в головку толкателя. Полость рабочего цилиндра уплотнена кольцевым уплотнением и защищена от попадания пыли и грязи мягким ограждением. Рабочий цилиндр выполнен в общей отливке с резервуаром; полость цилиндра соединена с цилиндрами жесткими и мягкими трубопроводами, компенсирующими качания балансиров относительно рамы машины. Резервуар заполняется через пробку. Рабочий цилиндр с резервуаром и принадлежащими к ним деталями крепится под полом рабочего места водителя и соединяется рычажным механизмом с ножной тормозной педалью. При снятии водителем ноги с педали пружина возвращает поршень, а вместе с ним толкатель и рычажный механизм в исходное положение, причем масло откачивается из исполнительных цилиндров в рабочую полость цилиндра. Клапан предназначен для смягчения изменения давления масла при включении и выключении тормозов. При откачивании масла из цилиндров тормозные колодки отводятся внутрь пружинами и отходят от тормозных барабанов колес. Для компенсации износа тормозных накладок служит регулировочное устройство. Вращением гайки с двухзаходной резьбой тормозные колодки разводятся друг от друга и приближаются к рабочей поверхности тормозного барабана, уменьшая зазор между поверхностями трения. Передние управляемые колеса автогрейдера (рис. 114) тормозов не имеют. В целях улучшения управляемости машины ступицы имеют приливы, служащие для увеличения веса передних колес. Шины и обода передних и задних колес одинаковы. Ступицы вращаются на шипах поворотных кулаков, укрепленных на шкворнях, шипы которых поворачиваются в гнездах державок. Державки соединены с передней осью шарнирами и с соединительной тягой верхними шарнирами. К тяге приболчен сектор, который находится в зацеплении с шестерней, приводимой во вращение червячной парой. При вращении червяка от коробки управления шестерня поворачивает сектор, а вместе с ним двигает тягу и державки кулаков, придавая боковой наклон передним колесам.
Рис. 113. Гидравлические тормоза:
Рис. 114. Передняя ось (вид спереди): 1 — шина; 2 —обод; 3— тяга;
4—сектор; 5—ведущая шестерня; 6 — червячный редуктор; 7— передняя ось; 8
— державка; 9 — шкворень; 10 — поворотный кулак; —ступица; 12— сошка; 13
— рулевая тяга; 14 — центральный шарнир; Передние колеса поворачиваются при помощи сошек, закрепленных в ступицах кулаков и соединенных шаровыми шарнирами с рулевыми тягами. Обе тяги объединены центральным шарниром, в отверстие которого входит палец рулевой сошки, поворачиваемой рулевым штурвалом через редуктор. Вследствие наклонного положения шкворней и кулаков передние колеса становятся наклонно, благодаря чему центры контактных площадей шин совпадают с продолжением геометрических осей шкворней, что уменьшает усилие, потребное для поворота колес в плане. Кинематическая схема автогрейдера Д-144 представлена на рис. 115.
Рис. 115. Кинематическая схема автогрейдера Д-144: Кроме автогрейдера Д-144, серийно изготовляется автогрей- дер Д-265 меньшей мощности и меньшего веса, основным назначением которого является ремонт грунтовых дорог и их сооружение в легких грунтовых условиях. Авто грейдер Д-265 (рис. 116) имеет компоновку основных узлов и рабочих органов, подобную компоновке автогрейдера Д-144. Главная передача, балансиры и задние колеса устроены так же, как и у автогрейдера Д-144. Передние колеса автогрейдера Д-265 в отличие от колес автогрейдера Д-144 не имеют бокового наклона и поворачиваются только в горизонтальной плоскости. Механизмы поворота передних колес приводятся от рулевого штурвала. Коробка управления приводится в действие редуктором из цилиндрических шестерен. Мощность на управление отбирается от первичного вала коробки перемены передач, т. е. зависит от муфты сцепления; при выключении муфты отбор мощности на управление прекращается и коробка управления 22 не работает. Механизмы управления и коробка защищены от поломок многодисковой фрикционной муфтой, которая пробуксовывает при перегрузках рабочих органов. Основным рабочим органом автогрейдера является отвал, подвешенный на поворотном круге тяговой рамы. Отвал автогрейдера Д-265 неполноповоротный; боковой вынос и наклон отвала выполняются так же, как и на автогрейдере Д-144. Механизмы управления отвалом подобны по конструкции таким же механизмам автогрейдера Д-144. Автогрейдер Д-265 имеет дополнительный сменный рабочий орган — кирковщик, который для работы устанавливают на место отвала на консолях поворотного круга.
Рис. 116. Автогрейдер средний Д-265:
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|