Эксплуатация грейдеров и автогрейдеров

  Главная      Книги - Техника     Дорожно-строительные машины

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Эксплуатация грейдеров и автогрейдеров

 

 

Для обеспечения высокой производительности грейдеров и автогрейдеров необходимо стремиться к сокращению времени рабочего цикла, т. е. работать на наибольших возможных скоростях движения. Также надо добиваться увеличения объема грунта в призме, перемещаемой отвалом. Однако не следует перегружать машину и доводить до буксования гусеницы трактора, буксирующего грейдер, или ведущие колеса автогрейдера. При буксовании ходовой части увеличиваются износы и всегда теряется время, а если еще появляется необходимость переключать муфту сцепления и коробку перемены передач, то потери рабочего времени становятся чрезмерными и резко снижают производительность.

Последовательность работы грейдеров и автогрейдеров при сооружении и профилировании грунтовых дорог одинакова (рис. 117).

Рис. 117. Схема профилирования грунтовой дороги за 15 проходов (цифры с 1 по 15 указывают последовательность проходов),

При первом проходе намечается разбивка дороги по ширине и направлению и поэтому первый проход является наиболее ответственным; целесообразно перед первым проходом размечать внешние края кюветов колышками, которые облегчают водителю сохранять направление при движении.

При последующих проходах боковые кюветы углубляют и вырезанный из них грунт перемещают на дорожное полотно. Последними проходами дорожное полотно планируют (выравнивают) и профилируют, т. е. его поверхности придают поперечные уклоны (см. рис. 117, 15) обеспечивающие сток воды в боковые кюветы.

Как правило, грейдеры делают проходы вкруговую, т. е. за первую половину каждого прохода обрабатывают одну сторону Дорожного полотна, а за вторую половину прохода в обратном направлении — вторую его сторону. Таким образом, грунтовую Дорогу с боковыми кюветами сооружают за 15 проходов туда и обратно.

Обычно грунтовые дороги строят участками длиной 0,5—1 км. Чем длиннее участок, тем меньше относительная потеря времени на непроизводительные повороты в конце проходов. Автогрейдер Д-144 сооружает от 1,5 до 1,8 км грунтовой дороги за смену.

Прицепными грейдерами и автогрейдерами можно строить дорожные насыпи высотой до 2 м из боковых резервов (рис. 118).

Автогрейдер вырезает последовательно слои грунта из резервов и параллельными проходами перемещает их в насыпь (рис. 118, а). Работа производится такими же круговыми проходами, как и при сооружении грунтовых дорог.

Рис. 118. Схемы возведения дорожной насыпи:
а — автогрейдером Д-144; б и в — сцепом из пятилемешного плуга и трех грейдеров Д-20Б, буксируемых трактором С-80. Арабские цифры указывают последовательность проходов машин; I — грейдеры; II — пятилемешный плуг; III — буксирный трактор; IV — буксирные канаты; V — деревянные распорки

Дорожные насыпи можно сооружать сцепом пятилемешного плуга и трех грейдеров Д-20Б, буксируемых одним трактором С-80. Этот способ строительства предложен для равнинных местностей украинскими инженерами А. А. Карховым и Т. И. Пияр- ским и внедрен ими в производство в 1950 г.
Пятилемешный плуг и грейдеры (рис. 118, б) прицепляют к трактору III длинными канатами IV, которые предохраняются от соприкосновения с передними колесами грейдеров деревянными распорками V.

Плуг разрыхляет грунт, а отвалы грейдеров, поставленные в плане под острым углом к направлению движения, сдвигают грунт вбок и перемещают его в насыпь. Отвалы для этих работ оснащают удлинителями.

Длина такого сцепа достигает 30 м, но поворот даже при такой длине производится радиусом 20 м, что вполне допустимо в равнинных местностях. Время поворота сцепа на обратный ход не превышает 3 мин.

Дорожные насыпи можно строить одиночными прицепными грейдерами, но их производительность в 4—5 раз меньше, чем производительность сцепа пятилемешного плуга и трех грейдеров Д-20Б.

Насыпи и их откосы планируют планировщиком откосов, а также отвалом, вынесенным за раму.

Грейдер, двигающийся по насыпи, выравнивает отвалом (рис. 119, а) поверхность дорожного полотна и смещает срезанный грунт вбок к бровке насыпи. Прикрепленный к отвалу планировщик срезает неровности откоса и сбрасывает весь срезанный грунт вниз к подошве насыпи.

Рис. 119. Схема планирования насыпей:
а — грейдером Д-20Б с планировщиком откосов; б — двумя грейдерами Д-20Б; 1 — отвал с планировщиком откосов; 2— грейдер Д-20Б с ножом, вынесенным за раму; 3— грейдер Д-20Б с отвалом и планировщиком откосов

У высоких насыпей (рис. 119, б) второй грейдер с отвалом, вынесенным за раму, зачищает подошву откоса, следуя сзади грейдера, идущего по насыпи, и также сбрасывает грунт вниз, откуда избыток грунта удаляют в сторону бульдозером или те-ми же грейдерами. Работа производится круговыми проходами.

Эта работа может также выполняться автогрейдерами.

Грейдеры и автогрейдеры осуществляют выемку и планировку корыта под дорожное покрытие в готовом земляном полотне (рис. 120). При этом объем грунта, вынутого из земляного полотна, должен равняться объему грунта в обочинах.

Корыто вырезают круговыми проходами по дорожному полотну. Грунт вырезают из корыта и перемещают на обочины; затем обочины и дно корыта планируют и профилируют, придавая им поперечные уклоны для стока воды.

Планирование и профилирование поверхностей производится отвалом, повернутым под углом 50—60° к направлению движения; при этом небольшие бугры срезаются, а мелкие выемки и ямы засыпаются срезанным грунтом. Таким образом поверхность выравнивается.

Рис. 120. Схема устройства корыта в готовом земляном полотне:
I, III, V, VI, VII — зарезание; II и IV — перемещение; III— разравнивание дна корыта (вверху показано сечение готового корыта)

Старые дорожные одежды и грунты киркуют рядом последовательных проходов. Глубина киркования выбирается водителем и зависит от величины сопротивления киркуемого материала.

—-

Грейдерами называют прицепные машины, работающие в сцепе с гусеничными тракторами или тягачами, автогрейдерами — самоходные машины. Грейдеры и автогрейдеры предназначены для профилирования грунтовых дорог с устройством боковых канав, для возведения дорожных насыпей, дамб, валов из боковых резервов, планировки земляного полотна, откосов, устройства дорожного полотна и террас на крутых склонах, а также корыта в готовом полотне для сооружения основания дорог. Средние и тяжелые грейдеры и автогрейдеры применяют для смешения грунтовых и гравийно-щебеночных материалов с вяжущими добавками на полотне дороги, при устройстве и очистке оросительных каналов, а также для ремонта и содержания дорог.

Рабочий орган грейдера — отвал с ножом, располагающийся между передней и задней осями колес, — может иметь различные установки в плане и вертикальной плоскости, а также значительный вынос в сторону, что позволяет выполнять разнообразные рабочие операции по резанию и перемещению грунта и сыпучих материалов (песка, гравия, снега и пр.).

Рис. 4.22. Схема системы типа сАвтоплан» автоматического упз равления отвалом бульдозера ДЗ-54:
1 — трубопровод слива в бак; 2 — трубопроводы подвода жидкости под давлением; 3 — обратный клапан с дросселем; 4 — трубопровод подачи жидкости под давлением; 5 — датчик частоты вращения двигателя; 6 — маятниковый датчик углового положения; 7 — пульт управления; 8 — блок перегрузки; 9 — блок управления; 10 — аккумулятор; 11 реверсивный электрозолотник; 12 — дренажный трубопровод

Грейдеры легкого типа для работы с тракторами должны быть рассчитаны на тяговое усилие 3—4 тс при скорости 2—4 км/ч, а грейдеры тяжелого типа — на усилие 10—12 тс при скорости 2—3,5 км/ч. Грейдеры характеризуются длиной основного отвала: легкие грейдеры имеют отвал до 3 м, тяжелые — свыше 3 м.

По ходовому оборудованию различают грейдеры на металлических колесах и пневмоколесные. Преимущество металлических колес—низкая стоимость, простота устройства и обслуживания; недостатки — невысокая скорость (не более 5—6 км/ч). Пневмоколесные машины могут транспортироваться своим ходом со скоростью до 30 км/ч. По типу управления рабочими органами выделяют грейдеры с механическим и гидравлическим управлением.

Автогрейдеры классифицируют по массе (главному параметру), числу колесных осей и типу колесной схемы, системе управления рабочими органами, типу трансмиссии и управления поворотом колес.

ГОСТ 9420—69 предусматривает три типа автогрейдеров: легкие (типа ДЗ-99) массой 9 т для патрульных и планировочных работ; средние (типа Д3-31) массой 13 т для профилировки, реконструкции дорог и смешения материалов на месте; тяжелые (типа ДЗ-98) массой 19 т для строительства дорог и для земляных работ. Мощность их составляет соответственно 75—90, 120—150 и 250—300 л. с.

Автогрейдеры различают по принятой для их ходовой части колесной схеме, которая определяется в зависимости от колесной формулы А X Б X X В, где А — число осей с управляемыми колесами; Б — число ведущих осей; В — общее число осей.

Привод механизмов управления основным рабочим органом автогрей-Дера — отвалом с ножом может быть механическим или гидравлическим.

По типу трансмиссии различают авто-грейдеры с механической и гидромеханической трансмиссией. Для поворота управляемых колес на автогрейдерах устанавливают гидравлическое или механическое рулевое управление. Механическое управление часто снабжается гидравлическим или пневматическим усилителем.

Автогрейдеры имеют такие преимущества, как высокая мобильность, маневренность и возможность применения на различных работах по строительству, ремонту и содержанию дорог. Грейдеры уступают автогрейдерам в производительности и маневренности. Применение грейдеров экономически оправдано их конструктивной простотой, небольшой стоимостью и возможностью использовать для них сельскохозяйственные тракторы классов 3 и 10 тс.

Серийно выпускаются легкий автогрейдер ДЗ-99 (Д-710Б) в различных модификациях, в том числе с двигателем 90 л. е., с ручным управлением (ДЗ-99-1-4), с системой автоматики «Профиль-1» (ДЗ-99-1-2), с системой автоматики «Профиль-2» (ДЗ-99-1-1) и с двигателем 60 л. е., с системой автоматики «Профиль-1» (ДЗ-99-2-2), с ручным управлением (ДЗ-99-2-4), а также модификация с двигателем 90 л-, с. с гидромеханической трансмиссией (ДЗ-99А-1-4); средний автогрейдер ДЭ-31-1 (Д-557-1) и его модификация с гидромеханической трансмиссией (ДЗ-31-2); тяжелый автогрейдер ДЗ-98 (Д-395В) и его модификация с двигателем 165 л. с. (ДЗ-98-1С). Кроме того, в парке строительных организаций имеются автогрейдеры ДЗ-40 (Д-598), ДЗ-2А (Д-144А) и ДЗ-14А (Д-395А).

Из грейдеров серийно выпускаются тяжелый ДЗ-1 (Д-20БМ) и легкий ДЗ-6 (Д-241А); осваивается тяжелый грейдер с гидроуправлением ДЗ-58 (Д-700).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..